• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 08:50 пятница, 10 мая
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    10.05.2024
    USD: 91.82
    EUR: 98.95
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • По старинному образцу

    По старинному образцу


     

      

    По старинному образцу

    Чем занятьмалыша? Этот вопрос рано или поздно встает перед всеми родителями. Конечно,каждому возрасту – свои занятия: самым маленьким – погреметь, потрогатьчто-нибудь яркое, попробовать на зуб; малышам постарше – собрать-разобрать,порисовать «каляку-маляку»; еще старше – поиграть с другими детьми, полистатькнижку. И, конечно, послушать, как читает мама или бабушка.

    Обратитевнимание: мы убеждены, что чтение ребенку вслух – совершенно необходимоезанятие, что без него не может развиваться интеллект и речь. Согласитесь, невсегда мы читаем вслух для того, чтобы доставить ребенку удовольствие, а оченьчасто – для пользы: чтобы заговорил быстрее и правильнее, знал много слов, могчитать наизусть «Муху-Цокотуху» и так далее.

    Отчего возниклоэто устойчивое убеждение о незаменимости чтения ребенку? Ведь всеобщаяграмотность – признак всего лишь трех-четырех последних поколений. Неужели дотого, как читать научились практически все взрослые, дети не развивались? Чтобыло, когда «Айболит» и «Наша Таня громко плачет» не были написаны, изданы?

    На этот вопросмогут ответить собиратели и знатоки фольклора: детям не читали – им пели,рассказывали и показывали. Без книг, по памяти. То, что мы сейчас вобрывочном виде встречаем в книжках-потешках и в сборниках сказок, передавалосьв устной традиции. И дети, незнакомые с печатным словом, прекрасно развивались.

    Значит, делоне в книгах. Дело в звучащем слове, которого, увы, не хватает. Сколько минут вдень мы читаем ребенку? Сколько времени поем ему? Сколько – прикасаемся к нему,играем-потягиваем?

    Давайтепосмотрим, какие занятия с ребенком бытовали в народной, устной культуре.

    Еще дорождения ребенок слышал, как поет его мать (а делала она это часто), как вовремя родов обращается к нему с наговорами, ласковыми словами.

    После рождениятакое важное состояние младенца, как сон, было окружено песнями и ритуалами.Укачивая ребенка, ему пели колыбельные, причем их знала не только мать, нолюбой, кто оставался с ребенком: бабушка, старшая сестра, няня. Например, пелитак:

    Баюшки-баю,

    Отец ушел зарыбою,

    Мать ушла пеленкимыть,

    Бабушка кисельварить,

    Бабушка кисельварить,

    Будет Васенькукормить.

    В песнеребенку рассказывали о его будущей – замечательной – судьбе, давали понять, чтоего любят «больше всех» и надеются, что он также будет любить родителей и нянюи заботиться о них:

    Сон-Дремота

    По новым сенямбрела.

    По новым сенямбрела,

    Да и к Машезабрела.

    – А где у Машиколыбель?

    – У высокомтерему.

    У высокомтерему,

    В шитом-браномпологу,

    Кольца-пробойцасеребряные.

    Маша вырастетбольшая,

    Будем грамотеучить,

    Будем грамотеучить,

    Будешь золотоносить,

    Будешь золотоносить,

    Будешь всеребре ходить,

    Будешь всеребре ходить,

    Будешь нянечекдарить.

    Когда ребенокпросыпался и потягивался, его гладили по животику, приговаривая:

    Потягунюшки,порастунюшки!

    Поперек –толстунюшки,

    А в ножки –ходунюшки,

    А в ручки –хватунюшки,

    А в роток –говорок,

    А в головку –разумок.

    Чтобы размятьзатекшие после сна конечности, делали, например, такую гимнастику: ручкиребенка складывали и раскладывали (на каждую строчку), постепенно разводя ихвсе шире и шире, и говорили:

    Тятеньке –сажень,

    Маменьке –сажень,

    Дедушке –сажень,

    Бабушке –сажень,

    А Колюшеньке –большую, набольшую!

    Когда ребенок зевал и взрослыехотели, чтобы он уснул, говорили:

    Первый хамочек[зевок] – на потолочек,

    А другой – настенку,

    А третий –в постельку.

    Таким образом, и отход ко сну, ипробуждение были связаны с приятными ощущениями: с пением, покачиванием ипоглаживанием. Ведь для маленького ребенка сон – это значительная часть жизни,это переход в другое состояние. Чтобы этот переход был приятным и спокойным,требуется помощь взрослого, его руки и голос.

    Купание – ещеодна ситуация, которая требует поддержки взрослого. Купание, мытье младенцатакже сопровождалось наговорами. При самом мытье приговаривали:

    Расти брус свышины

    Да печь столщины!

    После купания, окатывая водой:

    Вода текучая.

    Дитя растучее.

    С гуся вода,

    С тебя худоба!

    Вода – книзу,

    А дитя –кверху.

    Ребенка обязательно знакомили счастями его тела, и это очень важно: ведь ребенок, находясь в матке, ощущалсебя круглым, неделимым. После рождения он постепенно обнаруживает, что состоитиз разных частей, которые могут двигаться по отдельности. Случайное движениеруки во сне способно напугать и разбудить. Поэтому знакомство со своим теломдля младенца так же важно, как для взрослого – знакомство с новыми объектами.Например, перебирая пальцы руки, говорили:

    Идут четыребрата

    Навстречустаршему.

    – Здравствуй,большак! – говорят.

    – Здорово,Васька-указка,

    Мишка-середка,

    Гришка-сиротка

    Да крошкаТимошка.

    Когда ребенок начинал ходить,говорили:

    – Ножки, ножки,

    Куда вы бежите?

    – В лес помошок:

    Избушку мшить,

    Чтоб нехолодножить.

    Как видим, каждое событие жизниребенка, даже совсем маленького, окружалось устным рассказом, наговором,песней. И образовательная цель (которая, конечно, присутствовала) не былаосновной. Главной целью было – показать ребенку, что его любят, что он хорошийи его ждет счастливая жизнь.

    Запредоставленный материал благодарю Т. Куликову, фольклориста изамечательного педагога, а также Л. Свиридову, руководителя школы«Современные родители». Статья написана при поддержке сайта sibmama.ru.

    Евгения ЛУНДИНА.


    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    То ли мама, то ли бабушка
    459 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Как мужу «выйти из декрета»
    624 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    «Мамаша, ко мне!»
    486 0
    "Навигатор" № 9 (1431) от 08.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Муж превращается в свёкра
    447 0
    "Навигатор" № 8 (1430) от 01.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Ежедневный ад
    516 0
    "Навигатор" № 7 (1429) от 23.02.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Нормальные пацаны в 8-м классе не учатся?
    425 0
    "Навигатор" № 6 (1428) от 16.02.24

    Популярное