Откуда столько энергии
Откуда столько энергии
Многие родители не понаслышке знают, что такое «гиперактивный ребенок». Бесконечные замечания от воспитателей в детском саду, жалобы от учителей в школе, дома из-за неуемной энергии ребенка все вверх дном.
– Ты когда-нибудь устаешь?!
– Ни минуты не можешь спокойно посидеть, все вертишься…
– Сил нет, ты как ураган!
Такие слова часто слышат гиперактивные дети. Но всегда ли мы, взрослые, представляем, что на самом деле происходит с ребенком, который находится в постоянном, иногда бесцельном движении? Действительно ли он не знает усталости? На самом деле, часто бывает так, что именно утомление проявляется у гиперактивного ребенка в виде двигательного беспокойства, которое ошибочно принимают за бодрость. Что же происходит?
Усталость приводит к снижению самоконтроля; страдает и сам ребенок, и окружающие. Большое скопление людей, громкие голоса, шум машин, яркие цвета – этот список раздражителей, возбуждающих нервную систему гиперактивного ребенка, можно продолжать до бесконечности.
Часто родители, стараясь хоть чем-то занять непоседливого ребенка, ведут его в какой-нибудь развлекательный комплекс, где огромный выбор аттракционов, шум и суматоха. А ребенок через полчаса начинает капризничать, устраивает истерику. Возникает недоумение, даже возмущение: хотели ребенку устроить праздник, а он так ведет себя. В действительности все это происходит оттого, что нервная система ребенка истощена от изобилия впечатлений.
Особенность гипердинамичных детей – не только их высокая двигательная активность, но еще и неустойчивое внимание и импульсивность. Все это в совокупности делает такого ребенка, во-первых, непохожим на других – он громкий, подвижный, заметный. А во-вторых, создает для него самого ряд сложностей как в повседневном общении с другими людьми, так и в обучении и даже в играх.
Прежде всего, нужно понимать, что ребенок ведет себя таким образом не потому, что хочет досадить взрослым, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии. Именно поэтому дисциплинарные меры в виде постоянных наказаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его. От этого у ребенка могут возникнуть мысли, что он плохой, его не любят, что он не заслужил ничего хорошего.
Бывает и наоборот: родители, устав от бесконечной борьбы с ребенком, не обращают внимание на его поведение и предоставляют ему полную свободу действий, тем самым лишая необходимой поддержки. Гиперактивному ребенку для ощущения собственной безопасности необходимы четкие границы дозволенного и обязательное руководство взрослого.
Как же быть с гиперактивным ребенком, который отнимает столько сил и времени, не может ни на чем сосредоточиться сам и отвлекает остальных? Как помочь ему контролировать себя, овладеть энергией, которая буквально вырывается наружу?
Очень важно приучать ребенка к четкому распорядку дня, планированию предстоящих дел, учить выражать свои эмоции и чувства, которые часто захлестывают его. Нужно хвалить его в любых ситуациях, в которых ему удалось следовать заданной инструкции или удерживать внимание длительное время. Да, для кого-то это легко, а для гиперактивного ребенка спокойно сидеть 45 минут на уроке – это уже настоящий рекорд. Кроме того, разговаривать с таким ребенком нужно доброжелательно и спокойно. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным, восприимчивым, быстро присоединяется к настроению взрослого.
Ю. Лихачева,
психолог Центра «Радуга»
* * *
Центр психолого-педагогической помощи «Радуга» приглашает на встречу Родительского клуба по теме «Взаимодействие с гиперактивными детьми». Встреча состоится в субботу 16 октября по адресу: ул. Кутателадзе, 16 (1-й подъезд, 3-й этаж). Можно приходить вместе с детьми, специалисты Центра проведут для них групповое занятие. Начало встречи в 11 часов, подробную информацию можно получить по тел.: 335-63-95, 335-63-94.
Комментарии