• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 17:34 пятница, 17 мая
    Академгородок:
    Пробки: 8 баллов
    17.05.2024
    USD: 90.92
    EUR: 98.9
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Народная кукла: урок истории для самых младших

    Народная кукла: урок истории для самых младших


     

      

    Народная кукла: урок историидля самых младших

    Предлагаем вашему вниманию цикл статей о народнойигрушке – почти забытой, но, тем не менее, живой и милой сердцу любогочеловека. Опытные мастера расскажут вам, как изготовить игрушку для своегомалыша, и в этом процессе самому прикоснуться к истории, традиции. Перваястатья цикла – о тряпичной кукле-«кормилке».

    Мир народной куклычрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всебогатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла изповседневного быта. Текстильная кукла (а именно о ней пойдет речь в этойстатье) стала предметом коллекционирования, объектом эстетическихэкспериментов, одним из средств самовыражения. Другими словами, в куклыпринялись играть взрослые.

    Детская кукла, предназначенная для игры, а неэкспонирования, претерпела в современной культуре любопытные изменения.Во-первых, у нее появилось тело: если раньше кукла составляла единое целое сосвоим костюмом, и тела ей не полагалось, то сейчас куклу можно раздевать иодевать заново. Во-вторых, у нее появилось лицо: в народной традиции у куклы –неодушевленного предмета – лица быть не должно. Да, да! Традиционная куклазагадочно взирает на нас пустотой белого полотна из-под платка. Считалось, чтоесли нарисовать кукле глаза, нос и рот, то у нее появится душа, а этого кукле(оберегу по происхождению) как раз и не требовалось. В-третьих, куклу не шили,а мастерили из лоскутков, кудели, бересты и  палочек. При изготовлении куклынельзя было пользоваться ножницами, иглой, ножом: ткань нужно было отрыватьруками, а палочки отламывать. Считалось, что режущие и колющие инструментымогут причинить вред владельцу куклы.

    Можно счесть эти правила мудростью или суеверием.Можно отнестись к ним как к традиции и дать своему ребенку возможность поигратьс куклой, которая сама – кусочек прошлого, истории.

    Среди разнообразия народных тряпичных кукол –«пеленашек», «бессонниц», «крупеничек» и многих других – есть особый вид:куклы-«кормилки», которые выражают образ замужней женщины, кормящей матери.Одна из них – вепсская кукла (названа по имени народности вепсы). О том,как ее изготовить, рассказывает мастер Алиса Львовна Дьячкова:

    – Для вепсской «кормилки» потребуются следующиематериалы:

    -    1 белый х/б лоскуток 20х20 см – для рубашки;

    -    3 цветных х/б лоскутка 15х15 см – для сарафана;

    -    полоска х/б ткани или ленточка – для косынки;

    -    1 цветной х/б лоскуток 15х15 см – для платка;

    -    лоскут 4х7 см – для передника;

    -    х/б нитки красного цвета – для связываниядеталей;

    -    шерстяные нитки двух цветов – для пояса;

    -    вата или синтепон – для набивки.

    Если вы в точности следуете традиции, то лоскуты ткании нитки нужно отрывать руками. Изготовление «кормилки» сводится к шести этапам:

    1. В середину белого лоскута положите плотно скатанныйкомочек набивки, обтяните его тканью и обмотайте красной ниткой. Получитсяголова.

    2. Расправьте уголки лоскутка по диагонали, загните ихвнутрь и перевяжите нитками, сформировав ручки.

    3. Перемотайте свободные концы лоскутка так, чтобыполучилась талия куколки. Талия должна быть достаточно высоко, но ручки приэтом должны быть свободными.

    4. С двумя цветными лоскутками (для сарафана)поступите так же, как с головой – получатся груди. Оба шарика примотайте кталии куколки, а сзади прихватите третий сарафанный лоскут, сложив его поперекпополам. Перематываем вокруг талии и крест-накрест между грудей. Сарафанчикготов.

    5. Из двух шерстяных ниток делаем поясок: их можноскрутить или, взяв третью нить, заплести косичкой. Длина нитей для пояска – 50-60 см, чтобы хватило привязатьпередник. Передник прикладываем к куколке, подняв его вверх, подвязываемпояском, затем отгибаем и повязываем концами пояска. Пояс завязывается двойнымузлом слева сбоку.

    6. Сложенной пополам полоской ткани (или лентой)обтягиваем голову куклы, сзади завязываем узлом. Затем, поверх косынки,повязываем платок «по-бабьи»: концы платка скрещиваем под подбородком изавязываем сзади двойным узлом. Из-под платка должна быть видна косынка.

    Вепсская кукла-«кормилка» готова. На ее примере можноинтересно и наглядно рассказать ребенку о том, как одевались его предки сотнилет назад, какой смысл придавали одежде.

    Обратите внимание на костюм куклы. Он состоит изрубашки (она же тело), сарафана, передника, пояса, косынки и платка. Все деталикостюма имели определенный смысл, закрепленный в традиции. Прежде всего,русский женский костюм не должен был подчеркивать формы тела: каждая женщина внем была красавицей, статной и дородной. Рубашка по вороту, подолу и низурукава украшалась вышивкой, чтобы злые духи не пробрались к телу черезотверстия в одежде. У нашей куклы роль вышивки выполняет красная нитка.

    Сарафан, который мы считаем неотъемлемой частьюрусского женского костюма, появился только в XVI веке. Доэтого времени «сарафаном» называли княжеское мужское одеяние, укрывавшее всюфигуру. Женщины носили сарафан с передником, который защищал одежду отзагрязнения и прикрывал ее неукрашенные части.

    Важной частью женского костюма был головной убор.Считалось, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и их нельзяносить непокрытыми. Отсюда и пошло выражение «опростоволоситься» – оказаться налюдях с непокрытыми волосами, то есть в неловком положении. У нашейкуклы-«кормилки» волосы как бы сперва прикрыты косынкой, а затем повязаныплатком. Это повседневный вариант головного убора – праздничный убор обычно былочень сложным и состоял из 5 и более элементов.

    Не менее важной частью костюма был пояс. Женщинызавязывали его под грудью, двойным узлом с левой стороны. На пояс подвешиваликошельки, ключи и другие мелкие предметы, ведь карманов на сарафане не было –их изобрели гораздо позже. Кроме чисто практической функции, пояс служилоберегом – охранял тело женщины от проникновения злых сил. Ходить без поясасчиталось недопустимым – так, о человеке, который ведет себя неподобающимобразом, говорят, что он «распоясался». Пояса бывали ткаными и вышитыми. Крометрадиционных орнаментов, на поясах могли быть вышиты (вытканы) молитвы илипожелания носящему пояс.

    Такой вот несложный урок истории и этнографии дает наммаленькая вепсская кукла, не говоря уже об удовольствии мастерить ее и держатьв руках.

    Евгения ЛУНДИНА.

    При написании статьииспользовались материалы книги А. и И. Котовых «Русские обряды итрадиции», а также журналов «Чудесные мгновения: традиционный костюм».


    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    То ли мама, то ли бабушка
    481 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Как мужу «выйти из декрета»
    626 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    «Мамаша, ко мне!»
    490 0
    "Навигатор" № 9 (1431) от 08.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Муж превращается в свёкра
    454 0
    "Навигатор" № 8 (1430) от 01.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Ежедневный ад
    519 0
    "Навигатор" № 7 (1429) от 23.02.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Нормальные пацаны в 8-м классе не учатся?
    430 0
    "Навигатор" № 6 (1428) от 16.02.24

    Популярное