• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 05:46 понедельник, 06 декабря
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    06.12.2021
    USD: 72.66
    EUR: 84.31
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • А ты на какой ступеньке?

    А ты на какой ступеньке?

    А ты на какой ступеньке?

    Сейчас мы на каникулах. Но не отпускает встреча с садовским психологом накануне завершения старшей группы. Он сказал много хорошего, а потом – что у ребёнка низкая самооценка. Муж мне пересказал про шкалу, где есть деления от «Вовочка из анекдота» до «молодец». И что дети должны бы всегда ставить себя на уровень «молодец», а дочка оценивает себя ниже, чем «нормально». И что, по её словам, я дочь оцениваю ещё ниже, а папа – выше.

    Хотя я всегда похвалю дочь, когда она что-то сделает хорошо: приберёт игрушки, с сестрёнкой поиграет или принесёт что-то, что попрошу… И «молодец» говорю, и «ты у меня хозяюшка». Тревожусь, вдруг мы и в самом деле делаем с её самооценкой что-то не то.

    При диагностике самооценки важно учитывать несколько параметров:

    1. Была ли только тестовая диагностика или ещё и наблюдение за детьми в группе. Чем больше было наблюдения, тем выше вероятность более достоверных результатов. Но у психолога в образовательном учреждении редко бывает время для этого.

    2. Если проводили только диагностику, то важно, насколько она была комплексной и сбалансированной: в какой степени оцениваемые параметры дублировались? Другими словами, каким числом методик исследовалась самооценка. Если это была, например, только «Лесенка» – часто используемая в детсадах методика, то её результат может быть ситуативным.

    Прежде чем бить тревогу, понаблюдайте за дочкой. Честно ответьте: если бы не было того разговора с психологом, обратила бы я внимание на самооценку ребёнка, привлекло бы меня что-либо в её поведении? Кроме того, стоит посмотреть самооценку девочки другими методиками.

    Предлагаю вашему вниманию две – довольно простые. Если тревоги не оставляют, вы всегда можете обратиться к психологу и обсудить с ним свои переживания.

    Методика «Лесенка» (авт. В.Г. Щур)

    Ребёнку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

    Инструкция. «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трёх нижних окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

    После ответа ребёнка спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть. Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

    Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

    В процессе обследования надо учитывать, как ребёнок выполняет задание: колеблется, раздумывает, аргументирует свой выбор. Можно задавать при этом уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

    Ключ. Неадекватно завышенная самооценка. Ребёнок, не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

    Завышенная самооценка. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку; объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

    Адекватная самооценка. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

    Заниженная самооценка. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Если ребёнок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

    Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

    Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

    Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки.

    Самооценка детей 6-7 лет становится более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

    Методика определения эмоциональной самооценки (авт. А.В. Захаров)

    Инструкция. Нарисуйте восемь одинаковых кружков в ряд. Попросите ребёнка представить, что это люди, и указать, где находится он.

    Ключ. Норма для дошкольника – указание на третий-четвёртый круг слева. В этом случае ребёнок адекватно воспринимает особенности своего «Я-образа», осознаёт свою ценность и принимает себя.

    При указании на первый круг имеет завышенную самооценку, на круги далее пятого – заниженную самооценку.

    Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Замкнутый круг конфликта
    207 0
    "Навигатор" № 47 (1319) от 03.12.21
    Человек и общество / Школа для родителей
    «Замусорить» пространство
    534 0
    "Навигатор" № 43 (1315) от 05.11.21
    Человек и общество / Школа для родителей
    «Убью бабу»
    568 0
    "Навигатор" № 40 (1312) от 15.10.21
    Человек и общество / Школа для родителей
    Стерпится-слюбится?
    1990 1
    "Навигатор" № 29 (1301) от 30.07.21
    Человек и общество / Школа для родителей
    Как сложно отпустить
    475 1
    "Навигатор" № 28 (1300) от 23.07.21
    Человек и общество / Школа для родителей
    «Ты должен обязательно...»
    581 0
    "Навигатор" № 23 (1295) от 18.06.21

    Популярное