• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 02:48 пятница, 29 марта
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    29.03.2024
    USD: 92.26
    EUR: 99.71
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Культура – это всегда преемственность»

    «Культура – это всегда преемственность»

    «Культура – это всегда преемственность»

    Анастасия РУБЛЁВА – русская красавица, популярный блогер. В TikTok у неё более 15 тысяч подписчиков. Работает в Институте археологии и этнографии СО РАН, этнопедагог. Её блог на соответствующую тематику: о русской народной культуре, моде прошлых лет, традициях и праздниках.

    – Анастасия, как пришла идея создать этно-блог в TikTok?

    – Раньше казалось, что эта соцсеть для совсем юных зрителей, а мне уже 24. Основной площадкой был Instagram (продукт Meta Platforms Inc., признанной экстремистской организацией в РФ. – Прим. ред.), однако подруги подталкивали к освоению новых платформ. Пытаюсь делать максимально обширный и наглядный блог, который был бы понятен любому, не погружённому в этнографию. Хочется, чтобы люди влюбились в свою культуру, взяли из неё что-то актуальное.

    – На кого рассчитаны ваши видео?

    – Конечно, хотелось бы привлечь аудиторию моего возраста – 20-30 лет, однако вижу, что на мои видео часто реагируют и пожилые люди. И понимаю почему: в своём детстве они могли наблюдать эту культуру через своих бабушек, активных её носителей, родившихся в конце XIX – начале XX века. Они узнают своих предков в этих образах.

    – Получается, бабушки наших бабушек как раз носили кокошники, сарафаны и вплетали ленты в косы?

    – Получается, так. Но важно сделать ремарку: наш всеми любимый образ кокошника был характерен больше для Русского Севера. В Калужской и Рязанской губерниях, например, бытовала кичка – женская шапка с твёрдой передней частью в форме рогов или лопатки. Церковь запрещала её носить, считала чем-то «нечистым».

    В Советском Союзе переработали традиционную культуру под свою идеологию, взяли почему-то именно образ кокошника и везде его преподносили.

    В Сибири быстро перестали носить традиционную одежду, что закономерно: русские здесь начали жить относительно недавно, и они были более подвержены советским трансформациям. В южных губерниях, которые считаются колыбелью русской культуры, и Севере даже во второй половине XX века ещё носили традиционную одежду хотя бы по праздникам.

    – На ваш взгляд, насколько сильно Советский Союз изменил представления о русской традиционной культуре?

    – Возможно, я скажу очень громко, но по факту СССР уничтожил то культурное наследие, которое у нас было. Оно и понятно: русская культура пропитана христианством, хотя многие праздники имеют языческие корни.

    В СССР боролись с православием: уничтожали храмы, расстреливали священников… Но каждому запрету нужна замена: человек не может жить без культуры, поэтому разрабатывали сценарии новых праздников. Например, вместо Масленицы появились Проводы зимы.

    В конце XX века, после распада СССР, началось отторжение всего советского, открылись шлюзы и хлынула культура Запада. А «советчина» несла в себе отголоски, пусть искажённые и утрированные, но русской культуры. Автоматически с отвращением к советскому пришло отторжение и народного.

    – Модельер Вячеслав Зайцев в одном интервью сетовал на то, что молодёжь слепо перенимает западные тенденции и не обращает внимания на традиционную моду, которая на самом-то деле уникальна. Так происходит именно из-за нелюбви к СССР?

    – Культура – это всегда преемственность. До XIX века культура менялась поступательно. Советский Союз же взял и обрубил эту традицию. Приезжая в глубинку, спрашиваю у бабушек и дедушек про их родственников. Они же прямо отвечают: «Доченька-внученька, глупые были, не интересовались этим».

    Советский Союз стремился к уничтожению русской культуры как органичной, сбалансированной и создал вместо неё то, что в  фольклорной среде обозначается словом «клюква». Все видели так называемый народный хор из ряда женщин и мужчин в одинаковых аляпистых одеждах. Да та же Надежда Бабкина, которую считают народной артисткой – продукт советской эпохи. Прошу прощения, но от её костюмов рябит в глазах. Конечно, это дело вкуса, но до русской гармоничности там далеко.

    – Значит, сегодня у русских просто нет понимания того, как выглядит их исконная культура?

    – Я бы сказала так: русская традиционная культура на массовом уровне очень плохо представлена. У обывателя нет её аутентичного образа. Сейчас, особенно в Новосибирске, работает много этнопедагогов, и я одна из них. Мы с детьми изучаем русский фольклор, отмечаем традиционные праздники, участвуем в конкурсах, разучиваем танцы и песни. Такие ребята уже понимают, что такое русская традиционная культура хотя бы во внешних атрибутах.

    Восстановлением русской традиционной культуры начали заниматься ещё в прошлом веке, в 1980-1990-е годы. И сегодня её активно изучают, но этим занимается очень узкая группа: фольклористы, учёные-этнографы. На массовом уровне этого представления нет.

    – Как окружение относится к вашей деятельности? Всё-таки публичность может давать свои плоды.

    – Подписчиков у меня немного, но родственники поддерживают. Младший брат, которому 14, говорит, что я знаменитость. Старший, который, к слову, получил ту же специальность, что и я, но выбрал путь школьного учителя, тоже поддерживает. Родители очень помогают. Например, все костюмы, в которых я снимаюсь, шьёт мама. Она мастер по русскому традиционному костюму, этнопедагог и руководитель центра традиционного воспитания «Домострой».

    – А современная мода вас интересует?

    – На уровне потребителя. Нет времени: педагогическая деятельность, научная, сами понимаете. Однако в последнее время замечаю у нынешних дизайнеров внимание к народным мотивам. Также очень интересно, как наша мода откликнется на современные политические и социальные ситуации. Мода – маркер происходящих процессов, а так как перед нами сейчас встал вопрос идентичности, это особенно актуально.

    – Настя, вы окончили НГУ, работаете сейчас в Институте археологии и этнографии СО РАН. Это наверняка помогает в ведении блога.

    – Официально я инженер-исследователь – это первая ступенька в карьере учёного, работаю в институте около полутора лет. Конечно, это очень помогает: помимо визуальных элементов, своим подписчикам я предлагаю немного теории.

    Образование даёт мне авторитет. Оно показывает аудитории, что я не дилетант, а действительно опираюсь на научные исследования, в том числе этнографические. Сейчас пишу научные статьи и выступаю на различных конференциях. В будущем, конечно, хочу получить магистерскую степень и написать кандидатскую диссертацию.

    – Какие у вас дальнейшие планы на блог?

    – Глобальная задача – озвучивать аутентичный национальный образ на самых широких медиаплощадках. Не важно, буду ли я делать это одна или стану частью фольклорного движения. В наших силах показать, что такое настоящий национальный образ, а не привычная «клюква».

    Екатерина ХУДОЛЕЕВА, студентка НГПУ

    На фото из соцсетей А. Рублёва

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Любимое дело
    «Я рисую иглой»
    690 0
    "Навигатор" № 17 (1389) от 05.05.23
    Человек и общество / Любимое дело
    Дом, где живёт ремесло
    1783 0
    "Навигатор" № 45 (1267) от 20.11.20
    Человек и общество / Любимое дело
    Для творцов и созидателей
    2091 0
    "Навигатор" № 38 (1260) от 02.10.20
    Человек и общество / Любимое дело
    Чем помочь мастерице
    1708 0
    "Навигатор" № 21 (1243) от 05.06.20
    Человек и общество / Любимое дело
    20 лет лоскуток к лоскутку
    1747 0
    "Навигатор" № 3 (1225) от 31.01.20
    Человек и общество / Любимое дело
    «Память общая и песня общая»
    7331 4
    "Навигатор" № 23 (1194) от 14.06.19

    Популярное