• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 09:15 суббота, 20 апреля
    Академгородок:
    Пробки: 2 балла
    20.04.2024
    USD: 93.44
    EUR: 99.58
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Жизнь кончилась – началась школа?

    Жизнь кончилась – началась школа?

    Жизнь кончилась – началась школа?

    Домашнее задание в начальных классах – способ обучения или мера наказания? Высокая нагрузка сделает детей умнее или отобьет у них охоту учиться? Эти вопросы часто возникают у родителей, которые чуть не до полуночи делают уроки вместе с детьми. Мамы вздыхают: «Кончилась жизнь – началась школа».

    Сообщайте о нарушениях

    «Хотите средних знаний – идите в среднюю школу», – так порой отвечают в гимназиях. Но средних школ в районе почти не осталось – все стали гимназиями или лицеями, где нагрузка выше и на дом задают больше. Родители, хоть и жалуются друг другу, терпят и стараются соответствовать требованиям. Хотя они порой противоречат установленным нормам. Например, в первых классах не должно быть домашних заданий и оценок, а также больше 4-х уроков в день, остальным младшим классам должны задавать на дом не более 30% от сделанного в школе. После уроков нет обязательных занятий – это кружки, они факультативны, посещаются только по желанию и не могут содержать учебный курс.

    – Родители боятся, что испортят отношения с учителем, если сообщат нам о нарушениях, – объясняет начальник отдела образования администрации Советского района Зинаида Гребнева. – Но я не спрашиваю фамилий и реагирую даже на анонимные письма или звонки о нарушениях, провожу проверки. Учителя, которые считают, что их предмет самый главный, не редкость, и мы обязаны объяснить им, что у детей есть и другие уроки. С другой стороны, родители должны трезво оценивать уровень подготовки своего ребенка, его способности усваивать материал и состояние здоровья. Гимназическая составляющая в программе дает о себе знать, и не нужно запихивать детей в статусное учебное заведение вопреки здравому смыслу. Это проблема нашего общества – родители желают своему ребенку лучшей жизни, а в результате страдает и он, и они сами.

    Некоторые мамы и папы настолько боятся, как бы еще хуже не стало, что отказались давать «Навигатору» комментарии даже на условиях анонимности. Сначала взахлеб рассказывали, что учитель кричит на детей, не отпускает их на перемену и много задает, а затем просили про это не писать.

    Обязательный факультатив

    Опрос показал, что загруженность детей может сильно отличаться не только в разных гимназиях, но и в одной и той же школе у разных учителей. Например, один из вторых классов 3-й гимназии охает и стонет, а параллель с другим учителем живет спокойно. Нередко проблемы возникают по предметам с интенсивным обучением – иностранный язык, экономика, информатика. «Предметники» часто не имеют опыта работы с начальными классами, не адаптируют для них материал и на дом задают, как взрослым.

    – Мы столкнулись с «передозировкой» английского языка, детей уже трясет от него, – говорит мама второклассника 3-й гимназии. – Четыре урока в неделю, каждый день учим диалоги, пишем словари, слушаем диски. На остальные предметы порой не хватает времени. В 1-м классе по нормативам иностранного языка вообще не должно быть, это якобы факультатив, а на деле – обязательный урок. Двойки и единицы за невыполненное домашнее задание тоже ставили реальные. Не скажу за весь класс, но недовольных много. Хотя есть дети, которые справляются с высоким темпом, выполняют все задания, читают по 120 слов в минуту и еще занимаются в кружках. Только кто-то из них в очках, кто-то заикается, а кто-то на учете у невропатолога.

    Что считать за ошибку?

    Некоторые родители больше озабочены качеством обучения, а не объемом заданий: детям фактически запрещают думать, заставляя их действовать строго по отработанной схеме.

    – В первом классе сын был полон энтузиазма в отношении учебы, – делится мама ученика 5-й гимназии, – но учительница принимала по математике только единообразно оформленные задачи с одним типом решения, а если ребенок предложил свое, это уже не засчитывалось. Некоторые задания в учебниках способны поставить в тупик даже взрослого. Какой континент лежит сразу в трех полушариях? Это вопрос по «окружающему миру». Вроде полушарий два. Всех родных и друзей привлекли, разбирались, что же имелось в виду.

    – Мои дочь и сын учились в начальной школе в 3-й и 5-й гимназиях, и в одной ошибкой по русскому языку считалось отсутствие точки после заголовка «Домашнее задание», а в другой – наличие этой точки. Каждый раз, проверяя у детей уроки, важно было не перепутать эти гимназии.

    Все идет по плану

    Нередко дома мамам и папам приходится растолковывать ребенку материал, который ему наскоро объяснили в классе. Возмущает родителей и то, что детей не отпускают на перемену. А такие факты между тем означают, что учителям не хватает времени. Об этом говорят и сами педагоги.

    – Я уволилась, потому что влюбить в свой предмет детей при таком подходе не было шансов, – говорит Елена Дубынина, бывший учитель 1-й гимназии, которая в Новосибирске считается элитной. – Первоклассники после японского языка приходили на природоведение к шестому уроку уже «выжатые». Но учителей жалко не меньше. Ведь они обязаны запихать в детишек все, что положено по учебному плану. Какая уж тут любовь к предмету! Ребенок может освоить весь этот материал: детская психика очень гибкая и выдержит многое. Но зачем? Цена перегрузки – утерянный интерес к учебе и слабое здоровье. Кстати, в образовательных учреждениях происходит то же самое, что и в медицинских: из-за кипы отчетов врачам стало некогда лечить, а учителям – учить.

    Другой метод

    Преподаватель факультета повышения квалификации НГПУ Сергей Степанов напомнил, что новый закон «Об образовании» дает возможность самообразования и семейного образования.

    – Качественных перемен не добиться ни увеличением, ни уменьшением нагрузки. Нужна смена методологии. В Академгородке десятки детей получают образование дома, а в Новосибирске таких более сотни. Они приписаны к определенным школам для сдачи ЕГЭ, но могут и посещать занятия по желанию, – пояснил он. – Для одних занятий понадобятся частные педагоги, а другие могут провести и сами родители, имеющие высшее образование. Главное – вернуть детям мотивацию обучения, пояснить, где и как они смогут применить знания. Это больше, чем образование, – это воспитание. Оно учит детей управлять собой и жить в гармонии с собой и миром. А обучение не должно быть самоцелью, ведь это лишь обеспечивающая часть образования. Там, где об этом забыли, получили потерю смысла и перегрузку.

    В XIX веке домашнее образование могли себе позволить немногие. Насколько разносторонним и глубоким оно было, зависело от родителей, ведь именно они заинтересованы дать ребенку как можно больше знаний. Сейчас дома образование в нашей стране получают, по большей части, дети со слабым здоровьем, и это не имеет ничего общего с тем, что было принято в царской России.

    Горе от ума

    Даже в классах, где жалуются на большую нагрузку, некоторые родители считают, что их дети нуждаются в большем количестве заданий. Такие ребятишки учат английский с четырех лет, бегло читают, хорошо считают. В первом классе уроки делают сами за 2-3 часа, сохраняя концентрацию. Вот родители и переживают, что сын или дочь, если их не занять, начнут филонить.

    Чтобы подобрать для ребенка оптимальную нагрузку, как мы уже выяснили, не обязательно менять школу. Можно попробовать найти «свой» класс. Работает простой человеческий фактор: одни учителя дают ученикам время на отдых, другие – задают от души, старательно выполняя социальный заказ. Какой? Ваш, господа родители! Ведь именно в тех школах, где больше жалоб на перегрузку, самая высокая конкуренция на место. Все хотят отдать ребенка в элитное образовательное учреждение, что заставляет педагогов повышать эту элитность до тех пор, пока тот, кто «заказывал музыку», не перестанет за нее платить. Не в последнюю очередь – физическим и психическим здоровьем своих детей.

    Мария ШКОЛЬНИК

    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    Общественность ОбьГЭС против манипуляций
    2669 3
    "Навигатор" № 15 (1437) от 19.04.24
    Человек и общество
    «Жители ОбьГЭС достойны лучшего»
    476 6
    "Навигатор" № 15 (1437) от 19.04.24
    Человек и общество
    Александр Аксёненко провёл приём жителей
    205 0
    "Навигатор" № 15 (1437) от 19.04.24
    Человек и общество
    27 апреля – субботник
    217 0
    "Навигатор" № 15 (1437) от 19.04.24
    Человек и общество
    Напишите Тотальный диктант
    224 0
    "Навигатор" № 15 (1437) от 19.04.24
    Человек и общество
    Молодёжный турнир по хоккею
    204 0
    "Навигатор" № 15 (1437) от 19.04.24

    Популярное