• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 01:21 суббота, 20 апреля
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    20.04.2024
    USD: 93.44
    EUR: 99.58
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Эвенкийский прорыв

    Эвенкийский прорыв

    Эвенкийский прорыв

    Не так давно на страницах «Навигатора» я рассказывал о нашем (совместно с моим товарищем Юрием Тиуновым) автопутешествии за Полярный круг. К истории этой, к некоторому моему удивлению, проявили интерес и новосибирские теле- и радиожурналисты: сняли про наш вояж небольшой сюжет, взяли интервью и, нужно сказать, весьма бережно отнеслись к рассказанному. Действительно, путешествие наше было не только трудным, но и очень познавательным, и мы решили не останавливаться на достигнутом...

    Сказано – сделано. Юрий Тиунов предложил новый маршрут – к месту падения Тунгусского метеорита, в заснеженную Эвенкию. И я с удовольствием составил ему компанию.

    Итогом нашего путешествия стали пройденные 4800 км (в основном, по зимникам, из них только по льду реки Нижняя Тунгуска около 500 км) и 85 часов непосредственно за рулём автомобиля. Маршрут наш выглядел так: выехав из Новосибирска и миновав Юргу и Мариинск, мы через 11 часов и 750 км прибыли в город Ачинск. Довольно быстро нашли гостиницу и на следующий день рано утром уже мчались в направлении Енисейска. 8 часов и 400 км пути, одна сломанная лопата и мы прибыли в город.

    Основан Енисейск был в самом начале ХVII века и за свою жизнь повидал всякое: шли по могучему Енисею лодки с казаками-первопроходцами, важные сибирские купцы торговали на ежегодных летних ярмарках (был Енисейск в XVIII веке крупнейшим центром пушной торговли), а в 30-40-х годах века XX-го с тоской сходили на стылую сибирскую землю ссыльнопоселенцы... В Енисейске нам очень понравился музей. Экскурсовод подробно рассказал об истории города, после чего мы направились в Спасский собор и долго любовались красивым и величественным храмом!

    Но пора было двигаться дальше – через 380 км (6 часов езды на автомобиле) нас уже ждал посёлок Северо-Енисейский. По пути, конечно, не могли не заехать на ГОК «Олимпиаднинский» – одно из крупнейших золотодобывающих предприятий в нашей стране (а, может быть, и в мире!). Золота близко не увидели, зато посмотрели, как огромные самосвалы везут с карьеров породу, в которой и содержится драгоценный металл. Найдя в Северо-Енисейске небольшую гостиницу, с удовольствием отдохнули и утром отправились в музей золотодобычи. Вход в него бесплатный. Экспонатов, рассказывающих о том, как добывают в этих краях уже несколько сотен лет полезные ископаемые, довольно много. Походив по тихим музейным залам и оценив, какой тяжёлый был труд горняков, поехали дальше – в направлении посёлка Байкит.

    За 11 часов пройдено ещё 450 км – и мы в Эвенкии! Красиво, снежно и... холодно! По дороге (сами понимаете, не автострада) в багажнике на очередной кочке-ямке открылась и полностью вылилась канистра с соляркой. А солярка в этих краях лишней не бывает. Слегка огорчились и поехали дальше. В Байките долго искали муниципальную гостиницу, поселились уже за полночь. Машину, по совету бывалых людей, ночью не глушили. На улице минус 44! В гостинице разговорились с приехавшими охотоведами. Волков здесь, по их рассказам, видимо-невидимо, животные ничего не боятся и даже на вертолёт бросаются. «Успокоенные» такими разговорами, легли спать – завтра трудный день.

    Когда на улице почти минус 50, выходить из тёплой гостиницы на такой мороз не очень хочется, но надо. Добрые люди помогли с соляркой, и мы отправились в путь. По дороге заехали в эвенкийский посёлок Суринду. Да не просто заехали, а сделали доброе дело – подвезли женщину с ребёнком. Ехала она к маме (медработнику в этой самой Суринде) прямо из Узбекистана и намеревалась жить не в тёплом Ташкенте, а в довольно прохладном месте. Мама её (кстати, полуэвенка-полуукраинка) тоже проживала какое-то время в Узбекистане и, видимо, от совсем «хорошей» жизни подалась обратно в Россию. В Суринде думали посмотреть на северных оленей, но ни один из них нам не попался. Зато, вступив в товарно-меновые отношения с местным жителем, поменяли немного огненной воды на оленью ногу и кусок лося в придачу. А местных ребят угостили конфетами.

    Более в Суринде нас ничего не удерживало, и мы поехали дальше, в Туру. На переправе через речку из подо льда выдавило воду (видимо, большегрузным КаМАЗом). Хорошо, что рядом совсем недавно дорожники проложили объезд! В Туру (проехав за 11 часов 600 км, из них 200 – по льду реки Нижняя Тунгуска) мы попали практически ночью. Нам помогли найти гостиницу. Достали солярки, поскольку своих запасов едва хватило до Туры. А автомобиль ночью снова не глушили!

    Утро. Холодно, точнее, очень холодно. Отмечаемся на выезде из посёлка на пункте МЧС. Дальше предстоит очень сложный путь до Ванавары. Всего по зимнику среди бескрайней сибирской тайги в этот день проехали 760 км (из них 300 – по льду Нижней Тунгуски), время в пути – 16 часов. По дороге (пожалуй, самой трудной) нам попались: объеденная шкура лося, волк, заяц, две весёлые лайки (что они делали одни в тайге?) и всего один автомобиль марки КаМАЗ. Уже поздно ночью (почти в три часа) добрались до посёлка, ещё почти час искали нашу гостиницу. В итоге остались довольны и гостиницей (действительно, очень хорошей), и оказанным нам приёмом!

    Следующий день был посвящён отдыху и осмотру достопримечательностей Ванавары. Побывали и в офисе заповедника «Тунгусский», где нам подробно рассказали историю исследования Тунгусского метеорита (а может и не метеорита, что это было за небесное тело –так до конца и не разобрались). Хорошее впечатление оставил местный краеведческий музей. Все экспонаты можно потрогать руками, и работники здесь очень приветливые.

    Набравшись впечатлений и сил (спасибо за радушный приём администраторам гостиницы!), двинулись в обратный путь в сторону Богучанской ГЭС. Немного поплутав по зимникам (пройдено 700 км, время в пути – 14 часов), всё же в назначенное время подъехали к гидроэлектростанции (на реке Ангара), которая на самом деле находится не в Богучанах, а в посёлке Кодинск. Чтобы проехать через плотину, пришлось подождать часа полтора, так как движение по ней реверсивное – два часа машины едут с одного берега Ангары, потом два часа с другого. Ожидание было скрашено лёгким обедом из остатков нашего сухого пайка и кормлением местных собак.

    Смеркалось... Сил доехать до Канска уже не оставалось. Пришлось заночевать в придорожном отеле. Кстати, мы впервые за это путешествие ночевали в таких спартанских условиях. Зато выспались, хорошо поужинали и позавтракали. А значит, снова готовы в путь! Последний рывок длиной ещё в 1200 км, 16 часов за рулём и, уже немного отвыкнув от нормальных дорог, мы весело приближались к дому. Это путешествие нам понравилось. Красивые места и очень приветливые люди!

    Евгений ВЕЛИЧКО

    На снимке автора: юные оленеводы

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Четыре стороны света
    На джипе вокруг Иссык-Куля
    935 0
    "Навигатор" № 32 (1354) от 19.08.22
    Человек и общество / Четыре стороны света
    Смелым покоряются моря
    1320 0
    "Навигатор" № 26 (1348) от 08.07.22
    Человек и общество / Четыре стороны света
    Кронштадт – город удивительной судьбы
    1858 0
    "Навигатор" № 19 (1341) от 20.05.22
    Человек и общество / Четыре стороны света
    Почему стоит посетить Пушкин, если вы оказались в Петербурге
    1584 0
    "Навигатор" № 15 (1337) от 22.04.22
    Человек и общество / Четыре стороны света
    Теплоходные прогулки по Москве-реке. Советы путешественникам
    1503 0
    "Навигатор" № 15 (1337) от 22.04.22
    Человек и общество / Четыре стороны света
    Больше, чем туристка
    1407 0
    "Навигатор" № 12 (1334) от 01.04.22

    Популярное