• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 28.10.2022, 12:56

    Знать, понимать и любить родное, сибирское

    Знать, понимать и любить родное, сибирское

    Знать, понимать и любить родное, сибирское

    Четвертый межрегиональный этнокультурный форум «Сибирь многоликая» работает в Новосибирске. Большая часть площадок расположена в Академгородке: в Точке кипения в технопарке, гимназии № 3, Выставочном центре СО РАН, ДК «Академия» и молодежном центре «Калейдоскоп».

    Пожалуй, только этнографы точно знают, сколько разных народов проживает на бескрайних просторах Сибири. Характерно, что, несмотря на процесс ассимиляции и обрусения, представителям коренного населения удаётся сохранить самобытность, помнить язык, песни и традиции предков. Об этом красноречиво говорит выставка национальных костюмов и предметов быта, представленная участниками форума. Около каждой экспозиции стоят мастера, готовые рассказать о любом предмете домашнего обихода или одежды.

    – Вот так, без отрыва, ножниц и узлов, создаются семейные композиции из кукол. Сплошная непрерывная нить – это символ крепкой связи и единения нескольких поколений одного рода, – рассказала корреспонденту «Навигатора» мастерица по изготовлению традиционной вятской куклы Виктория Цибульская. – Научить этому можно даже маленького ребёнка. Вообще обучать девочек рукоделию в старые времена начинали в возрасте 5-6 лет. Не из-под палки, а через игру. Первые куколки, созданные девочками, создавались из всего, что можно было найти во дворе и доме: палочки, трава, старые лоскутки, комочки шерсти и обрывки льняной пакли. К 8-10 годам у девочки уже была целая семья из 5-6 кукол, созданная своими руками. В эти игрушки она и играла.

    Невозможно пройти мимо выставки «Таймырского Дома народного творчества». Жемчужины из коллекции народных костюмов созданы золотыми руками Анны Яроцкой. Конечно, современные ткани и искусственный мех помогают сделать их более красочными и носкими, но Анна Павловна умеет работать с любыми материалами, ведь органза, твид и креп-шифон пришли на Таймыр сравнительно недавно.

    Как-то незаметно вошли в жизнь россиян западные традиции, совершенно не свойственные их предкам. Например, бросание невестой букета или подвязки. Сегодня уже никто и не вспомнит, что русский свадебный наряд был в старину не белым, а красным. А вот ненецкие девушки прекрасно знают свои традиции и не спешат проститься с широкими нарядными поясами.

    – Да, материалы новые, а значения всё те же, что и тысячу лет назад. Молодая девушка носит только пояс, без каких-либо подвесов. Это значит, что парни уже могут обращать на нее внимание, знакомиться, ухаживать. Наконец, в её жизни появляется парень, а на поясе – два подвеса из бусин, жемчужин и бисера. Но окружающие видят, что два подвеса не связаны между собой, а это значит, что за такую девчонку можно ещё и побороться: вдруг оплошает парень или у девушки чувство пройдёт. После бракосочетания между подвесами появляется пара соединяющих нитей. Это значит, что дороги и судьбы их навсегда связаны, и к такой девушке, теперь уже ставшей женой, мужчинам нет необходимости подходить, – поведала хранитель фонда из Дудинки Светлана Петунская.

    Немало удивления вызвал странный предмет, состоящий из черепа зайца, привязанного к короткой палочке.

    – Эту игрушку дарили на пятилетие, – продолжает рассказ Светлана Валерьевна. – Смысл в том, чтобы после нескольких взмахов попасть концом палочки прямо в центр черепа. Это означало, что, став старше, ребенок будет отличным охотником.

    Раньше этот предмет дарили только мальчикам, а с недавних пор стали преподносить как подарок и девочкам. По словам специалиста, идеи такого «гендерного равенства» дошли до ненецкого народа лишь в середине девяностых.

    Порадовала выставка работ учащихся Новосибирского колледжа легкой промышленности и сервиса. Оказывается, будущие модельеры нередко ищут вдохновение в картинах и фотографиях старинного русского костюма. Конечно, сложно представить современную девушку в сарафане и кокошнике, но, взяв за основу какие-то общие каноны, можно создать целую коллекцию в востребованном фольклорном стиле.

    О жизни коренных народов Сибири снято немало короткометражных и даже мультипликационных фильмов. Посмотрите «Селькупы – люди живой земли», «Трико», «Солаан», «Кызыл дус», «Шорское золото», «Буянныг амытан» или «НоянТажызы», названные лучшими произведениями второго Кинофестиваля коренных народов Сибири «Ада Чир-Суу» («Земля предков»). Кинофестиваль в рамках форума завершается сегодня, 28 октября, и на некоторых просмотрах ещё можно побывать. С программой кинопоказов можно ознакомиться здесь

    Светлана Книжник, фото автора


    Другие новости на тему

    Популярное