• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 13:06 пятница, 29 марта
    Академгородок:
    Пробки: 6 баллов
    29.03.2024
    USD: 92.26
    EUR: 99.71
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Вся правда о математике

    Вся правда о математике

    Вся правда о математике

    C 18 по 24 мая в Новосибирске прошли мероприятия Городского дня науки. Программа включала выставки, открытые уроки, экскурсии, презентации научных разработок, конференции.

    Известные учёные Сибирского отделения выступили перед школьниками района с такими серьёзными лекциями, как «Введение в биотехнологию», «Трансгенные растения: мифы и реальность», «Лечение рака при помощи борнейтронозахватной терапии», «Современные проблемы генетики», «Биофизика – наука XXI века»... Корреспондент «Навигатора» побывал в 80-й школе на открытом уроке «Вся правда о математике», который провёл для учеников 8«б» Александр Гутман, д.м.н., заведующий лабораторией функционального анализа Института математики имени Л.С. Соболева.

    Я в учёные пойду…

    Умение рассказывать о науке «без звериной серьёзности», как образно выразился когда-то нобелевский лауреат Нильс Бор, дорогого стоит. У Александра Гутмана это отлично получается. На встрече с восьмиклассниками о любимой математике он говорил с таким юмором и азартом, что глаза загорелись любопытством у всех.

    – С удовольствием общаюсь с ребятами из разных школ, – улыбается Александр Ефимович. – Математика – дама серьёзная, к ней творческий подход нужен. О своей работе рассказываю детям без прикрас, но с юмором, а дальше их дело – решать, подходит ли им эта наука. Даже если один ученик из класса захочет стать учёным, думаю, это неплохой результат. А на сегодняшнем уроке больше всего мне понравилось, что ребята собрались думающие, умеющие нестандартно мыслить.

    В свою очередь восьмиклассники оценили честный и правдивый рассказ доктора наук о специфике профессии. Со слов Александра Гутмана, с одной стороны, у математика нет ни заказчиков, ни начальников, только научный руководитель в университете или руководство института. Математик сам ставит себе задачи и контролирует их исполнение. Рабочий кабинет также иметь не обязательно, писать статьи и доказывать уравнения можно и дома. Не нужна и команда – «чистая» наука предполагает индивидуальную работу.

    Казалось бы, райская жизнь. Но у неё есть минусы. Во-первых,  математика требует преданного ей служения; заниматься этой наукой необходимо со школьной скамьи. Во-вторых, придумать интересную задачу крайне сложно. В-третьих, математик должен обладать так называемой устойчивостью научных интересов: мало что сможет сделать человек, которому каждые 5-10 лет надо менять профессию. А порой, чтобы добиться научного признания, одной жизни мало – бывает, слава приходит через 50-100 лет после смерти исследователя.

    Учимся думать

    Рассказав о своей работе, Александр Ефимович дал ребятам возможность подумать над математическими головоломками. Двое сразу решили задачу про два кошелька: сумма денег в двух кошельках десять рублей, но в одном их в два раза больше, чем в другом. Необходимо понять, что это возможно, и объяснить, как. Александр Гутман просил не публиковать ответ на задачу, чтобы читатели «Навигатора» тоже поломали голову над её решением.

    Бабушка Егора Веткина – учитель математики, с детства она привила внуку любовь к предмету. Именно поэтому Егор выбрал класс с физико-математическим уклоном и уже сейчас знает, что свяжет жизнь с математикой. С выбором университета ещё не определился, вполне возможно, это будет НГУ.

    – Встреча с Александром Гутманом мне понравилась, – говорит Егор. – Мы думали, будет скучная презентация с обилием малопонятных терминов. Но два часа пролетели незаметно. Подача материала была интересной. Все знают, что подростки без ума от гаджетов. Поэтому учёный предложил присылать ему ответы на задачи смс-ками или в WhatsApp, специальном приложении на смартфонах, а не писать их на листочках.

    Ира Владыкина ещё не определилась с будущей профессией, для неё было важно узнать из первых рук, в чём заключается  работа исследователя.

    – Себя в этой профессии я не вижу, но урок с Гутманом  вдохновил. После встречи мы не могли успокоиться, обсуждали с одноклассниками варианты решения задач, которые нам предложил учёный. Очень интересен процесс решения нестандартных задач. Иногда очень долго думаешь, мучаешься, а потом приходит ответ, как озарение, и кажется: ну как я раньше не догадалась!

    По словам классного руководителя 8«б» Людмилы Тыриной,  общение с Александром Ефимовичем оказалось очень полезным для ребят. У многих появился азарт настоящих исследователей, любопытство, без которых не совершить открытий в науке, а также понимание серьёзности профессии учёного.

    Юлия ВЕРХУША, фото автора

    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    От мечты – к реальности!
    205 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество
    Самоорганизация и объединение – важные элементы прогресса общества
    684 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество
    Наградили педагогов
    169 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Я поэт-реалист!»
    123 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Как мужу «выйти из декрета»
    139 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество
    Весна разбудит клещей
    185 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24

    Популярное