• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 23:18 четверг, 28 марта
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    28.03.2024
    USD: 92.26
    EUR: 99.71
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Всемирное состязание умов

    Всемирное состязание умов

    Всемирное состязание умов

    Всемирный день науки, к празднованию которого Россия в этом году присоединилась впервые, стал поводом поразмышлять о месте сибирских ученых на научной карте страны и мира. Как оказалось, оно вовсе не столь отдаленное, как на карте географической.

    Академик Николай Соболев (Институт геологии и минералогии), доктор наук Елена Болдырева (Институт химии твердого тела и механохимии), член-корреспондент РАН Василий Пархомчук (Институт ядерной физики), профессор Манфред Тумм (руководитель мегагранта – лаборатории перспективных исследований по миллиметровому и терагерцовому излучению) встретились с журналистами, чтобы рассказать об успехах Сибирского отделения, отмечающего в эти дни свое 55-летие.

    Список Штерна

    Условное состязание «кто самый умный» ведется уже полсотни лет – именно тогда Институт научной информации в Филадельфии (США) впервые взялся обработать шесть сотен журналов, чтобы определить ученых, чьи работы коллеги упоминают чаще всего. Сегодня агентство Thomson Reuters анализирует более 16 тысяч журналов и уже десять лет заказывает аналогичные исследования российской группе доктора наук Бориса Штерна.

    Николай Соболев рассказал, что в рамках проекта «Кто есть кто в российской науке» на сайте www.scientific.ru составлен список из четырех тысяч российских ученых, статьи которых за последние семь лет процитированы более 100 раз. Лишь 10% ученых из этого списка живет за границей, абсолютное же большинство трудится в Москве и Подмосковье. Следом идет Санкт-Петербург – там набралось около 600 ведущих ученых. Третье место прочно занимает Новосибирский научный центр – 400 человек (каждый десятый успешный ученый страны) работает у нас. Лидером оказался Институт катализа, в котором около 80 человек имеют высокие индексы цитирования – это больше, чем во всем Уральском научном центре. На втором месте обосновался ИЯФ, следом в рейтинге идут институты геологии и минералогии, цитологии и генетики, неорганической химии, полупроводников, в каждом из которых нашлось от 30 до 40 эффективных научных сотрудников.

    И не надо ничего менять!

    – Все наши успехи – следствие того, что полвека назад в Академгородке была создана эффективная система подготовки научных кадров, – убеждена Елена Болдырева. – Нам не надо придумывать ничего нового, нужно только ее поддерживать.

    По мнению Елены Владимировны, секрет успеха – в раннем старте. Подобно тому, как во многих видах спорта нельзя достичь вершин, приступив к занятиям в зрелом возрасте, так и научный талант невозможно полностью раскрыть, не приступив к воспитанию гения едва ли не с пеленок.

    – Когда говорят о научной подготовке с детского сада – это не значит, что нужно учить малышей физике и химии, – рассуждает Елена Болдырева. – Поощрить любознательность, научить мыслить, развить трудолюбие и усидчивость можно только в раннем возрасте, перевоспитание потребует усилий. В Академгородке ученые всегда приходили в детсады, младшие классы школ, проводили много времени с детьми, а школьники имели практически свободный доступ в институты.

    Трудно сказать, можно ли выращивать академиков как ананасы в оранжереях, ведь многие уважаемые ученые впервые соприкоснулись с наукой не в яслях, а в ФМШ, любимом детище Михаила Лаврентьева, как один из первых ее выпускников член-корреспондент РАН Василий Пархомчук.

    – Приехал поступать в физматшколу с Алтая, впервые в жизни путешествовал на паровозе. Дорога произвела на меня неизгладимое впечатление, и когда я попросил объяснить, чем же физики занимаются, мне рассказали, что они наблюдают за элементарными частицами, которые летят друг на друга, как паровозы на полном ходу. А дальше – столкновение, катастрофа, детали разлетаются во все стороны...

    Яркая и убедительная картина так впечатлила подростка, что Василий Васильевич не только поступил в ФМШ, а затем и на физфак НГУ, но с 1968 года занимается электронным охлаждением – чтобы частицы «правильно сталкивались». Сегодня созданная под его руководством установка электронного охлаждения ионов свинца работает в Большом адронном коллайдере, а сам он стал одним из крупнейших в мире специалистов в этой области. Возможно, дело не только в раннем интеллектуальном развитии, но и в определенной жизненной философии?

    – Нужно показать детям, что есть что-то интереснее амбиций и гламура, привить вкус к творчеству и правильную мотивацию. А основная мотивация ученого, как и спортсмена – выиграть, – уверена Елена Болдырева. – Спортсмены могут тренироваться до потери пульса, а ученые могут работать самозабвенно, на собственные средства, чтобы быть первыми в международном соревновании, где вместо медалей – статьи, публикации, ссылки.

    Болеем за наших

    Аналогия со спортом вообще оказалась необыкновенно удачной, особенно в плане рассуждений о том, что же такое российская наука. Нет отдельной русской физики или химии, так же как нет русского бега на 100 метров – отметили ученые.

    – Мне ближе понятия российской научной лаборатории, русской научной школы, – отметил Николай Соболев.

    Современную научную лабораторию можно сравнить скорее с престижным спортивным клубом, набирающим легионеров по всему миру, чем с национальной сборной. В качестве «приглашенного легионера» на конференции присутствовал профессор Манфред Тумм из Германии, отметивший, что попытка создания «немецкой физики» в 1936 году окончилась сокрушительным провалом:

    – Когда профессор Андрей Аржанников обратился с предложением участвовать в конкурсе проектов, претендующих на получение мегагранта, я без колебаний согласился. У меня было две серьезные причины: репутация Аржанникова, чьи фундаментальные результаты всегда находят интересные приложения, и совпадение моих научных интересов с теми проблемами, которые предстояло решать в рамках проекта. Из более чем 500 заявок, поданных на конкурс в 2010 году, было удовлетворено около трех десятков, и три проекта реализуется в НГУ. Уверен, что НГУ и ИЯФ – идеальное сочетание для исследования миллиметрового и терагерцового излучения.

    Необходимость работать в России Манфреда Тумма не смущает. Престиж ученого в Германии, по его словам, не так уж и велик, и самый успешный профессор никогда не будет так же популярен, как средней руки футболист. Впрочем, Елена Болдырева уверена, что ее германский коллега просто не знает, что такое пренебрежительное отношение общества к ученым:

    – Меня коробят комментарии на форумах новых жителей Академгородка, которые относятся к нам как к пережиткам, которые давно следует выкинуть.

    Возможно (по аналогии со спортом), отношение к ученым изменилось бы, если бы их успехи чаще и громче признавались на международном уровне.

    – Нам эта популярность не нужна, но обществу важно, кто выиграл чемпионат, кто получил нобелевку, – замечает Елена Владимировна. – Ученый получает результат и ему больше ничего не надо, как спортсмену, который поставил рекорд на тренировке. Но рекорд и открытие состоятся тогда, когда станут общественным достоянием. Почему больше цитируют западных ученых? Потому что они дают интервью, устраивают пресс-конференции, участвуют в публичных мероприятиях. Они этого не стесняются, и мы должны учиться работать со СМИ.

    Антонина РЫБАКОВА

    Фото предоставлено пресс-службой Президиума СО РАН

    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    От мечты – к реальности!
    181 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество
    Самоорганизация и объединение – важные элементы прогресса общества
    110 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество
    Наградили педагогов
    143 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Я поэт-реалист!»
    104 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Как мужу «выйти из декрета»
    117 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество
    Весна разбудит клещей
    138 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24

    Популярное