• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 10:03 четверг, 11 августа
    Академгородок:
    Пробки: 4 балла
    11.08.2022
    USD: 60.45
    EUR: 61.7
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «В театре нет ничего постоянного!»

    «В театре нет ничего постоянного!»

    «В театре нет ничего постоянного!»

    Павел Валентинович ЮЖАКОВ окончил Новосибирское театральное училище (курс С. Афанасьева), Высшее театральное училище им. Б. Щукина. Актёр театра и кино, режиссёр, художественный руководитель МДТ «Первый театр», доцент кафедры актёрского мастерства и режиссуры НГТИ. Поставил более 50 спектаклей, 21 из них – в «Первом театре».

    – Павел, предлагаю обсудить, как за четверть века изменились Новосибирск как город, театр как феномен, Южаков как режиссёр и человек.

    – Конечно, сильно изменилось время. Тем, кто помнит 90-е, об этом и рассказывать не надо. С одной стороны, люди стали богаче, как-то всё вокруг культурнее стало. С другой стороны, гайки стали закручивать. Я про творчество прежде всего.  Вообще, моему поколению пришлось тяжело. Мы воспитывались во времена полной анархии, родителям было не до детей, надо было как-то выживать. Недавно встретились с друзьями, одноклассниками – и кто-то сказал: «В нашем поколении дожить до сорока – уже большой подвиг!» Но ведь, действительно, многих уже нет в живых – кто снаркоманился, кого на войне убили… И сейчас жить в авторитарном обществе с жёсткими правилами, порой не оправданными, непросто. Надо перестраивать мышление. В СССР всё шло по накатанной: пионерия, комсомол, партактив. В 90-е ты сам себе создавал правила. Сейчас нужно выбирать: либо сразу подчиниться власть имущим, либо постоянно задаваться вопросами: а почему, а зачем и так далее. Второй путь, безусловно, проблематичнее.

    Что касается Новосибирска – считаю, город мог бы развиваться более динамично.

    – В творческом плане?

    – Как раз с этим у нас всё более-менее благополучно. Новосибирск – театральный город. Хотя материально-технической базе уделяется мало внимания. Новые театры не строятся. Просто адаптируются другие пространства. Но и это неплохо, не стану жаловаться. Даст бог, скоро НГДТ (Новосибирский государственный драматический театр под руководством С. Афанасьева. – Прим. ред.) переедет в бывший кинотеатр «Пионер», будем все радоваться.

    – А что ты имеешь в виду, когда говоришь про ужесточение режима? Пьесу «Борис Годунов» не разрешают ставить?

    – Нет, я говорю о какой-то внутренней напуганности. О повышенном самоконтроле… Простой пример. Сейчас делаю со студентами НГТИ «Зойкину квартиру». Пьеса Булгакова – отечественная классика. Затрагиваются такие темы, как кокаин, эмиграция во Францию. Студенческий театр – бедный: это кубики, ткань. Так вот, как известно, флаг Франции – триколор. Мы с ним работаем в спектакле. И вдруг мне говорят: «Павел Валентинович, замените один из цветов флага, очень уж похоже на флаг России! Придут люди на спектакль, начнут писать другим людям…» Ведь ещё ничего не произошло, никакого повода для беспокойства нет, а всякие опасения уже начались. Вот это раздражает. «Перегибы на местах» – неправильны. Но подобная внутренняя цензура – неспроста.

    – А пробки по всему городу не раздражают?

    – Ну, я работаю немного в ином графике: репетиции начинаются в 11 утра, спектакли заканчиваются в 10 вечера – в часы пик не попадаю (улыбается). Но знакомые жалуются постоянно на затруднённость передвижения. И странных решений очень много. Вот, на Вокзальной магистрали, напротив Театра Афанасьева, был какой-никакой парковочный карман. Его заделали. Но машины как стояли, так и стоят – и получается, что дорога в этом месте стала на два метра уже… Разве это не глупость? Уж лучше бы знак повесили «Стоянка запрещена»!

    – В декабре в НГТИ прошли творческие встречи со столичными режиссёрами. И несколько раз звучал вопрос о шансах молодых артистов из Сибири на трудоустройство в Москве. Каково это – несколько лет вкладываться в студентов и затем отпускать в неизвестность?

    – Кого-то из выпускников приглашаю в свой театр... Но ты прав, уход даже одного артиста – это всегда очень непросто. Раньше я относился к этому очень болезненно. Родителям тоже тяжело отпускать выросшего ребёнка.

    Когда я создавал «Первый театр», думал, что с этими ребятами мы вместе состаримся (улыбается). Но в театре нет ничего постоянного. Он должен периодически обновляться, чтобы не было застоя. И артисты должны узнавать других режиссёров. Неслучайно возникла поговорка про то, что живому театру отпущено всего семь лет.

    – Почему ты, окончив НГТИ, сразу поехал поступать на режиссуру в Щукинское училище?

    – Когда учился на артиста в Новосибирске, часто надоедал Сергею Николаевичу Афанасьеву своими идеями (улыбается). В конце концов он мне доверил поставить спектакль. И тогда я понял, что режиссура – это профессия, нужно владеть ею. Афанасьев мне и говорит: «Хочешь стать режиссёром – поступай в «Щуку»!». Я и поехал. Попал к хорошему мастеру, Михаилу Борисову, выучился методологии. Эти знания стали большим подспорьем, когда меня пригласили преподавать в НГТИ.

    Борисов объединял нас всех, амбициозных, ершистых. Примирял, выступая в роли главного рефери. Он научил понимать, зачем ты идёшь в профессию. Никогда не кричал. Недавно его не стало…

    – А тебе часто встречаются амбициозные, инициативные, энергичные и при этом способные студенты?

    – Неактивных я сразу выгоняю (улыбается). Моя задача – выпустить талантливых людей. И тут снова проблема: чиновники считают, что тех, кого отчисляют, плохо учили преподаватели. Я же считаю, что пришёл в НГТИ для того, чтобы не пустить в профессию абы кого. Объясняю студентам базовые вещи, задаю направление для развития, а дальше – самостоятельная работа над собой, над ролью, нужно подключать фантазию, быть смелым и так далее.

    – Ты неоднократно ставил Островского: «Волки и овцы», «Доходное место», «Женитьба Белугина»...

    – Может быть, скоро поставлю «Бешеные деньги».

    – А я всё жду, когда кто-то из режиссёров скажет: всё, с Островским покончено, сколько можно, его время ушло!

    – Его время уйдёт, когда уйдёт актуальность событий и характеров. В пьесе «Бешеные деньги» – мажорчики, все закредитованные. Это и сегодня у нас перед глазами.

    – Можно ли считать главным итогом 2021 года для «Первого театра» обретение своего помещения в самом центре города, в ДК имени Октябрьской революции?

    – Это итог 13 лет существования нашего театра… В новом помещении у нас зрительный зал на сто мест – это неплохо. Своими силами сделали ремонт. Нас сюда направило министерство культуры на условиях безвозмездной аренды. Обживаемся постепенно. Теперь надо набрать репертуар на эту площадку.

    – Какой смысл сегодня вкладывается в это название – «Первый театр»?

    – Наш театр – по-прежнему первый для талантливых выпускников театрального института.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото из личного архива П. Южакова

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Живая история
    Наука строить городки
    69 0
    "Навигатор" № 31 (1353) от 12.08.22
    Человек и общество
    С Днём строителя!
    61 0
    "Навигатор" № 31 (1353) от 12.08.22
    Человек и общество
    С праздником, коллеги!
    66 0
    "Навигатор" № 31 (1353) от 12.08.22
    Человек и общество
    На благо города и людей
    61 0
    "Навигатор" № 31 (1353) от 12.08.22
    Человек и общество
    Поликлинику передали ЦНМТ
    56 0
    "Навигатор" № 31 (1353) от 12.08.22
    Человек и общество
    Спортивная судьба
    61 0
    "Навигатор" № 31 (1353) от 12.08.22

    Популярное