• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 22:25 пятница, 26 апреля
    Академгородок:
    Пробки: 2 балла
    26.04.2024
    USD: 92.01
    EUR: 98.72
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • У них свой путь

    У них свой путь


    СЕМЕЙНЫЙ КРУГ

    У них свой путь

    Воспитание – это скобель, который может выровнять дерево, но который не сделает из ели черного дерева.

    П. Декурсель

     

    Детство Марины было далеко не безоблачным и радостным. Отец беспробудно пил, а потом и вовсе исчез бесследно куда-то, когда девочке и шести лет не было. Жизнь матери превратилась в сплошную борьбу за выживание. Не имея никакой специальности, она довольствовалась случайными заработками, которых хватало только на хлеб насущный. Когда Марина училась во втором классе, учитель пения обнаружил, что у нее если не абсолютный, то близкий к этому слух, и посоветовал матери отдать девочку в музыкальную школу. Мать только раздраженно махнула рукой: «На какие шиши я ее учить-то буду?» А Марину музыка завораживала, манила. Затаив дыхание, она сидела перед телевизором, если транслировали симфонический концерт. «И как ты эту тягомотину слушаешь?» – недоумевала мать и переключала телевизор на другой канал. Марина с тайной завистью смотрела, как на школьных праздниках другие дети играют на фортепиано, на баяне или скрипке.

    Особенно ей нравилась скрипка, звуки которой вызывали неясное томление в груди, тихую грусть. Слушая игру на скрипке, Марина плакала то ли от восторга, то ли от своей несопричастности – оттого, что не она извлекает из инструмента волшебные мелодии. Нередко в такие минуты Марина утешала себя тем, что когда вырастет, выйдет замуж и у нее родится дочь, то она непременно купит ей скрипку и отдаст в музыкальную школу. Выросла, вышла замуж, родила дочь.

    Дочке и трех лет не было, как Марина начала консультироваться у педагогов музыкальной школы, какую скрипку купить для начала. И ведь купила, несмотря на протесты мужа. Ей приятно было сознавать, что вожделенный инструмент наконец стал ее собственностью. Оставаясь одна, она доставала скрипку и даже пыталась извлекать из нее звуки, но…

    Дочка подросла. В музыкальной школе в класс скрипки брать ее не хотели. Педагоги уверяли Марину, что скрипка – инструмент сложный: для того чтобы играть на ней, нужен хотя бы хороший слух, а у Оленьки для этого нет данных. Марина устроила грандиозный скандал, и директор школы махнула рукой: «Матери денег не жалко – пусть ребенок учится». И началось учение, а вернее, мучение для всей семьи. Марина строго следила за тем, чтобы девочка как можно больше упражнялась, и ребенок вынужден был часами пиликать на ненавистном инструменте. А Марина в своих мечтах уже видела себя в концертном зале среди слушателей, рукоплещущих ее бесспорно талантливой дочери.

    Реальная жизнь время от времени спускала ее с небес на грешную землю, и тогда она с грустью осознавала, что дочь не так талантлива, как мечталось, и более того, едва тянет программу музыкальной школы. Педагоги уже не раз намекали Марине, что лучше Оленьке оставить занятия музыкой и поискать в ней таланты в чем-то другом. Это раздражало Марину, и свое разочарование в том, что дочь не оправдала ее ожиданий, она вымещала на Оленьке. «Дура! Бездарь!» – кричала она дочери каждый раз, когда приходила с отчетных концертов в музыкальной школе. Муж пытался защитить дочь – тогда доставалось и ему.

    Но всему бывает предел. Оленька училась уже в последнем классе музыкальной школы, когда мать устроила ей очередную выволочку за то, что та опять не подготовилась к концерту. Дочь, молча выслушав упреки матери, взяла в руки скрипку и что было силы хватила ею о дверной косяк. Скрипка жалобно взвизгнула, но не сломалась. Тогда Оленька швырнула ее на пол, встала на нее ногами и методично прыгала до тех пор, пока от инструмента остались одни щепки. «Все! Хватит! Учись сама! Это твоя несбывшаяся мечта, а не моя. Я сама хочу выбрать свой путь!» – сказала, как отрезала, дочь и удалилась в свою комнату, оставив мать безутешно плакать в жилетку мужа. «Я же для нее старалась, – всхлипывала Марина. – А чем она отплатила мне?» «Ты не для нее старалась, а для себя. Это ты хотела стать скрипачкой, а не она. Нельзя заставлять ребенка жить чужой жизнью, – жестко заметил супруг в утешение. – Молодец дочь, что наконец поняла это и поставила точку в своих и наших музыкальных терзаниях».

    Трагедия Марины в том, что цель воспитания дочери оказалась «вставленной» в удовлетворение ее собственной потребности в достижении того, чего не удалось добиться в жизни ей самой из-за тяжелых семейных обстоятельств. Подобное родительское поведение неосознанно для них самих приобретает собственническую, эгоистическую направленность в формировании характера и интересов ребенка по своему образу и подобию. Установка – пусть она достигнет в жизни того, чего не достигла я, – по мнению многих психологов, свидетельствует о том, что мать стремится поглотить ребенка, слиться с ним, не дать ему прожить самостоятельную жизнь. Это как бы вторая попытка прожить лучшую жизнь, а ребенок в таком случае всего лишь полномочный представитель, которому переадресованы все несбывшиеся мечты, неудовлетворенная потребность в достижениях.

    Надо ли говорить о том, что ребенок лишается возможности индивидуального развития личности, так как не принимаются во внимание ни его способности, ни его интересы, которые идут в разрез с запрограммированными целями. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только для того, чтобы обеспечить для себя любовь родителей. В этом случае ребенок пойдет ложным путем, не соответствующим его способностям и личным потребностям, и в финале это будет неудачник, вечно жалующийся на жизненную несправедливость. Но может и восстать, как Оленька, против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд. В результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

    Чтобы избежать этого, родителям необходимо хотя бы время от времени определять для самих себя те мотивы, которыми побуждается их собственная воспитательная деятельность, на что направлены их усилия по воспитанию ребенка: на его развитие или на удовлетворение каких-то собственных нереализованных потребностей. Необходимо помнить, что успешность воспитания стоит в прямой зависимости от гармонии или дисгармонии душевного мира взрослых и, как писал Антифонт, «какое семя посеешь в землю, такого следует ожидать и плода». Так что сейте «разумное, вечное» и помните: дети приходят в этот мир для того, чтобы прожить свою жизнь. У них свой путь, свои задачи.

    Нина ЛОГВИНЕНКО,
    психолог (тел. 332-58-19)


    Другие статьи на тему

    Старые рубрики / Семейный круг
    Советы читателей
    Советы читателей В рубрике «Семейный круг» мы не раз говорили о том, что заставляет людей старшего возраста искать пару и создавать семью. Для женщин это страх одиночества, желание чувствовать себя нужной, излить на кого-то нерастраченную теплоту и нежность...
    2950 2
    Старые рубрики / Семейный круг
    Кто даст совет?
    (Продолжение. Начало в №44) Александра Академгородок уже отпраздновал свое десятилетие, когда ей предложили работу в одном из институтов, да еще с предоставлением квартиры...
    2977 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Кто даст совет?
    Существует множество неписаных законов, которые в реальной жизни имеют место быть. К примеру, если бутерброд падает, то по «закону подлости» непременно маслом вниз. А вот в моей психотерапевтической практике постоянно действует «закон парности случаев»...
    2849 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Призраки прошлого
    Они поженились, когда, как говорят, деваться было некуда. Ирина ждала ребенка, и это было уже очевидно для всех. Сергей долго не решался привести ее в дом и познакомить с матерью, хотя та постоянно интересовалась, когда же он, наконец, предъявит свою красавицу...
    2894 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Можно пойти на компромисс
    Судя по письмам и телефонным звонкам, проблема отношения отцов и детей волнует многих читательниц «Семейного круга». Сегодня мы хотим предоставить слово тем, кто пережил развод родителей и рос без отца...
    3057 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Бывших родителей не существует!
    Бывших родителей не существует! К сожалению, приходится констатировать, что после развода родителей дети становятся заложниками их взаимной неприязни. И что греха таить, зачастую инициаторами в этом неблаговидном деле становимся мы, женщины.   Никита, 14 лет...
    3405 0

    Популярное