• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 14:12 пятница, 17 мая
    Академгородок:
    Пробки: 5 баллов
    17.05.2024
    USD: 90.92
    EUR: 98.9
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • У каждого поколения свои герои

    У каждого поколения свои герои


     

    Каждое поколение
    имеет своих героев

    Проходят годы, и война забывается. Наши прадеды воевали, наши бабушки и дедушки были детьми войны, а родители жили, окруженные исторической памятью. Однако чем больше мы отдаляемся во времени, тем меньше помним и знаем о той войне. И то, что для наших дедов было современностью, для наших детей станет просто историей. При желании можно будет перелистнуть странички учебника и после урока не вспомнить, что такое Курская дуга или что произошло двадцать второго июня.

    Сегодня о военно-патриотическом воспитании молодежи мы говорим с человеком, дошедшим до Берлина и раненным в нескольких сотнях метров от Рейхстага – с ветераном Великой Отечественной войны Николаем Ивановичем Кистановым:

    – Николай Иванович, как для вас началась война?

    – Мы знали, что война приближается, но не знали, какая она будет. Когда началась война, я закончил седьмой класс. Конечно, хотел записаться добровольцем, но меня не приняли по возрасту. А после, как и всех пионеров, направили на фабрично-заводское обучение. Так я попал на завод «Красный Аксай» в Ростове. Когда враг стал приближаться к югу, началась эвакуация оборонных предприятий вглубь страны. Так нас переправили в Закавказье. Девяносто процентов оборудования взорвали, а вот личный состав, коллектив, мастеров вывезли. «Красный Аксай» был заводом артиллеристско-снарядного предназначения, уже на новом месте его соединили с авиационным заводом. Меня в то время готовили на токаря. Но поработал я недолго. Вскоре меня вызвали в заводской комитет комсомола и спросили, как я смотрю на то, чтобы пойти защищать Родину. Я ответил, что как все, так и я.

    В то время нужны были подготовленные солдаты, и меня отправили в четвертую сталинскую разведывательно-диверсионную школу. Она была расположена в каких-то конюшнях. Всего в этой школе было две группы, не знаю, по сколько человек, одна мальчиковая, другая девичья. Меня учили на радиотелеграфиста, но нужно было уметь драться, взрывать мосты, подрывать мины. Обучение было очень жестким. Выживешь – значит, дай Бог, пойдешь служить, не выживешь – значит, не выживешь. А надо было выживать. Сейчас уже в памяти многое стерлось.

    Некоторые моменты остались, и видимо надолго останутся. Вот, к примеру, надо было прыгать в реку Уру с самолета СУ-2 и с плохим парашютом. Я выпрыгнул на большой скорости, заложил мину, сообщил, где нахожусь. Вот так для меня началась война.

    Знаете, сейчас я могу судить с высоты жизненного опыта и хочу сказать, что ЦК партии и лично Сталин не верили нашим разведчикам. А нужно было доверять. Ему надо было весь комсостав выбить, и ведь выбил. Кто-то в тюрьме сидел, кто-то в ссылках, кого-то расстреляли. Кто-то чудом остался живой. С этим мы и подошли к войне. Но все равно победили! Каким только трудом, какими жертвами, один господь Бог знает. И мальчишки и девчонки наши, которые ездят и собирают эти останки, определяют фамилию, имя, отчество, находят детей, внуков, это очень хорошо! Ладно, я не буду об этом, а то у меня сразу слезы подбираются.

    – Говорят, ваше поколение – это поколение, выросшее на Испании, изначально героическое поколение.

    – Я знал, что испанская война была, но не более. Видел я этих испанских мальчишек и девчонок, которые приходили к нам, работали на заводе. Видел я мальчишек и девчонок, которые были эвакуированы в Тбилиси и другие города. Жалел их, конечно. Они работали, учились. Их тогда поместили в лучшие санатории, дома отдыха, школы, чтобы спасти это поколение. Война в Испании – это проверка до некоторой степени мозгов нашего Генерального штаба, под командованием Бориса Михайловича Шапошникова.

    А вот Финская кампания показала всю гнилость разработки Генерального штаба, полководческой деятельности Ворошилова, Буденного, Тимошенко. Всю недальновидность, бездарность. Столько людей положили, а ничего не добились. И вся перестройка производилась в ходе выполнения боевых задач. Нужно было создать хоть какое-то противотанковое оружие. То, которое было на вооружении, плохо стреляло. Чтобы подбить из него танк, надо было попасть в гусеницу, стволовую броню оно не брало. А это крайне сложно, когда машина идет, а солдат весь дрожит от напряжения. Или автоматическое оружие – ППШ, 71 патрон. Шуму было много, а коэффициент полезного действия маленький. Площадь рассеивания пули была до того велика, что подчас и с небольшого расстояния невозможно было попасть в цель. Хотя мы приспосабливались, делали глушители, стреляли.

    – Как, по-вашему, сегодня еще есть люди, способные правдиво написать об исторических событиях, люди, видевшие все своими глазами?

    – Есть. И их много. У меня есть книга нашего новосибирского автора из Советского района. Он описал все дивизии, которые были сформированы на территории Сибирского военного округа, а это не город Новосибирск и не Новосибирская область, а территория чуть ли не от Урала и почти до Хабаровска. Автор нашел и описал все эти дивизии. Такую книжку в честь 60-летия Победы вручили каждому фронтовику и каждому участнику войны. У любого фронтовика есть значок, выпущенный Сталинградским военно-патриотическим клубом, и обязательно есть боевые ордена и медали. Вот у меня пять боевых орденов, четыре медали. Медаль «За взятие Берлина» и «За освобождение Варшавы». Это боевые награды, –  там гибли люди, там я кровь проливал. А как посмотришь, их и нет ни у кого. Вот тут в Советском районе человека три, т.е. совсем немного, в том числе и я, имеют орден «Славы 3-й степени». И все. Это как раз те «окопные крысы», люди, которые непосредственно воевали. Они имеют право писать книги от лица очевидцев, а также идти в школу и говорить о войне.

    – Распространено мнение, что сейчас немцы, даже молодое поколение, испытывают чувство вины перед нашей страной за ту войну.

    – Да, это есть. Я вам честно скажу, в 80-90-е годы была развернута кампания, доказывающая, что войну выиграли американцы и англичане, а немцы вообще не нападали на Советский Союз, будто это Советский Союз напал на немцев. Средства массовой информации тоже руку приложили. Это неправда. Немцы разорили часть России от самых западных границ. Сейчас у руля Германии стоит бывшая коммунистка. Они с пониманием относятся к тому, что надо платить за то, что было уничтожено, за то, что русские девчата и парни работали на их заводах, за бесчеловечное к ним отношение. И немцы в неоплатном долгу за те 30 миллионов погибших людей, за разрушенные города, села, фабрики. Поэтому, сегодняшние выплаты денежных компенсаций – это сознательная просьба о помиловании у народа. И я думаю, это правильно.

    – Как, по-вашему, знают ли современные школьники ту войну?

    – Современные школьники войны не знают. Я не могу сказать официально за всех, а вот те, с которыми мне доводилось встречаться и спрашивать, не знают. Мне приходилось слышать: «А что, немцы воевали? Мы на них напали, нам не надо было на них нападать». Я говорю: «Да вы что, ребята!» Он: «А как? Вот мне Гришка говорил, а он где-то там вычитал...» Это первое. А еще я спрашиваю: «Ребята, вы знаете хоть кого-нибудь из выдающихся полководцев в годы Великой Отечественной войны?» А они пожимают плечами. Седьмой класс. Они уже новую историю изучают. Я не могу обвинять преподавателей истории, что они не смогли вложить каких-то знаний, люди ведь стараются. Многое, конечно, зависит от квалификации преподавателя. Еще было бы хорошо, если бы в школе был уголок военно-патриотической работы или класс.

    Сегодня нет книг, которые бы воспитывали молодежь. Сегодня авторы пишут абы как, лишь бы получить гонорар. Впрочем, может хорошие книги и есть, но мне они не встречались. А вообще, военно-патриотической школе нужно придать статус, может быть, даже на государственном уровне, хотя бы на уровне областного образовательного центра. Ведь посмотрите – военно-патриотическая работа, она на то и военная, что готовит ребят к защите Отечества. Ее надо строить так, чтобы мальчишки и девчонки вне зависимости от возраста уже понимали, что такое Родина, это, в первую очередь, их мама, папа, которых нужно защищать. Это не громкие слова.

    – Уже после войны вы стали преподавать в военном училище. Ваш опыт пригодился вашим ученикам?

    – Я не думал, что доживу до нынешних лет, до такого воинского звания. Ну вот, Господь Бог помог: живу, работаю, встречаюсь с молодежью. Я не из той категории, кто мнил себя героем, видя бой издалека. Я сам принимал в нем участие. Когда я был старшим преподавателем, я отдавал курсантам все то, что сам знал. И требовал от них, в первую очередь, умения думать головой, а не слепо подчиняться тому, что написано в уставе. Допустим, я предлагаю им какую-либо тактическую обстановку и спрашиваю, как они будут действовать. Если не знают, то разбираемся вместе. А после окончания училища ребята поступают на службу. Но заместитель командира роты должен быть с высшим образованием, а общевойсковой дисциплины – со средним. И чтобы попасть на хорошую должность, нужно кончать академию Фрунзе или хотя бы Ленина. Мои ребята поступали и заканчивали. Они до сих пор пишут мне письма, поздравляют с праздниками.

    – Говорят, что новая война начинается тогда, когда забывают о старой, как вы думаете?

    - Кто не хочет одевать и кормить свою армию, будет одевать и кормить чужую. Да, это так. Почему перед войной, когда знали, что она вот-вот будет, произошел яркий всплеск кинематографии по военно-историческим фильмам. А что у нас сейчас из кинофильмов? Ну, дайте мне хороший фильм. «Девятая рота»? Или «Афганский синдром»? И все. Билеты не купишь, дорого, а по телевидению пока не показывают. А сколько хороших фильмов ушли в никуда? И, конечно, нужны хорошие историки. Сейчас стало модно порочить компартию, вооруженные силы. Нужно быть хорошим историком и пользоваться тем, что заложено в архивах, а не ругать в угоду моде или ради денег.

    – А если, не дай Бог, начнется война, современные молодые люди смогут защитить Родину?

    – В годы войны был приказ Сталина №220 «Ни шагу назад». Впереди пушечное мясо, а сзади – ребята с автоматами, чтобы не отступали. Но я думаю, что в нынешнее время до этого не дойдет. Современная война – это не война окопов и бомбоубежищ – это война интеллекта. Многое теперь по-другому.

    Я думаю, наша молодежь будет защищать Родину! Это было видно и в Афганскую кампанию, и в Первую и во Вторую Чеченские войны. При всех обстоятельствах, каждое поколение имеет своих героев, и каждое поколение будет по-своему защищать свое Отечество.

    Ульяна САЛОСТИЙ,
    ОО «Гвардия».


    14.08.2006, 00:48 Гость_Естественно!_*

    Конечно будет! Куда она (молодежь) денется с подводной лодки... Я думаю, что и от той войны кое-кто пытался "откосить". Боролись же с ними. Думаю у ветеранов есть такие примеры...


    10.08.2006, 07:33 Гость_Читатель_*

    Название какое-то двусмысленное.


    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Живая история
    С пользой для людей
    400 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество / Живая история
    Наша гордость и слава
    1031 0
    "Навигатор" № 14 (1436) от 12.04.24
    Человек и общество / Живая история
    72 счастливых года вместе
    1520 0
    "Навигатор" № 26 (1398) от 07.07.23
    Человек и общество / Живая история
    Письмо из 90-х
    708 0
    "Навигатор" № 24 (1396) от 23.06.23
    Человек и общество / Живая история
    Наука строить городки
    1728 0
    "Навигатор" № 31 (1353) от 12.08.22
    Человек и общество / Живая история
    Пляж. 65 лет назад
    4315 4
    "Навигатор" № 22 (1344) от 10.06.22

    Популярное