• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 22:38 пятница, 26 апреля
    Академгородок:
    Пробки: 2 балла
    26.04.2024
    USD: 92.01
    EUR: 98.72
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Смотрю в тебя, как в зеркало…»

    «Смотрю в тебя, как в зеркало…»


    СЕМЕЙНЫЙ КРУГ

    «Смотрю в тебя,
    как в зеркало…»

    В стародавние времена старший по возрасту с полным правом мог сказать младшему: «Ты должен слушаться меня, потому что я был молодым, а ты не был старым. Я лучше тебя знаю жизнь и могу дать тебе разумный совет, как поступать, каким путем идти по жизни». Сейчас старший может услышать даже от подростка: «Ты никогда не был молодым в этом мире, где молод я, и никогда им не будешь!»

    Действительно, темп и направление перемен в нашем обществе столь круты, что опыт прошлого не только недостаточен, но может оказаться даже помехой. Один из парадоксов нашего времени в том, что возможности воспитания расширились, а вот возможности воспитателей часто за ними не успевают. Уже стало расхожим мнение о том, что «крушение старого мира» вызвало кризис ценностей.

    На самом же деле рухнуло государство, от которого мы зависели гораздо больше, чем нужно нормальному человеку. За многие десятилетия мы привыкли к тому, что от нас почти ничего не зависело. Произошло то, что американский психолог М. Селигман назвал «выученной беспомощностью». Теперь нам необходимо осознать, что мы сами должны думать о себе. И этим руководствоваться в воспитании детей. Воспитывая в детях доброту, способность противостоять бездуховному окружению, нельзя забывать, что одновременно с этим современным молодым людям понадобятся и деловая инициатива, и деловая хватка. Независимость, самодостаточность, если они соединяются с уважением к людям, – и есть та внутренняя сила, которая даст возможность человеку безболезненно адаптироваться в жизни и достойно жить в любых, даже в самых тяжелых, условиях. Но для этого нам необходимо отказаться от претензии заранее знать за детей, кем и какими им следует стать.

    Мы, взрослые, воспитывая своих детей, до сих пор исходим из определенных штампованных представлений о том, каким должен быть наш ребенок, и изо дня в день декларируем: ты должен быть честным, умным, добрым, заботливым… А вместе с тем, особенно настойчиво, жестко внедряем в их сознание два требования: «будь послушным» (то есть управляемым, удобным для родителей и учителей) и «делай, как я», «будь таким, как я хочу». Большинство родителей при этом не учитывают собственных личных устремлений ребенка, их глубинного характера, исходящего из особенностей его личности. Знание именно личностных особенностей и создает возможность понимания ребенка и взаимопонимание с ним.

    Но мы не можем понимать свое дитя, не поняв, прежде всего, самих себя. Что нам самим важнее всего в жизни? Какими средствами пользуемся в достижении жизненных целей? Чего хотим от ребенка? Понять самих себя такими, какие мы есть, а не придуманными – единственный путь к пониманию собственных детей, поступки которых огорчают, ставят в тупик, а порой и пугают. Ведь каждый поступок ребенка, как правило, несет в себе очень важную, адресованную взрослым информацию, смысл которой нуждается в расшифровке. А эту задачу со множеством неизвестных не любят решать ни педагоги, ни родители и зачастую просто отвергают. И напрасно. В зеркале детских поступков взрослые, считающие себя «верховными судьями», достойным примером для подражания, могли бы увидеть собственное отражение и получить самое достоверное представление о себе.

    Однажды на прием ко мне пришла разгневанная мать и потребовала заключение о том, что ее одаренный ребенок должен обучаться в специализированном классе. Оказалось, что при отборочном тестировании в школе его «исключительных способностей», на которых так упорно настаивала мама, ни педагоги, ни психологи не увидели. Мало того: в характеристике из детского сада воспитатель отмечает, что интеллектуальное развитие ребенка среднее; знания разрознены, в поведении расторможен, не умеет слушать других; бесцеремонен и бестактен в общении со взрослыми; встревает в разговоры, перебивает, вставляет свои реплики и комментарии, задает множество провокационных вопросов типа: «А вы знаете, что?.. А вы слышали?..» При этом получает удовольствие, если вопрос ставит в тупик воспитателя. Мальчик постоянно требует к себе повышенного внимания и, если не получает его, впадает в истерику. Но чаще всего жалуется матери на воспитателей и злорадствует, когда та устраивает «разборки». Вот и сейчас женщина пришла не затем, чтобы найти истину, а лишний раз «доказать всем», что у такой исключительной личности, как она, не может не быть одаренным ребенок. Битый час, не давая возможности мне вставить хотя бы слово, она рассказывала о том, какой напряженной духовной жизнью живет сама и как приобщает к этому сына. Себя считает интеллигентной, образованной: она ведь интересуется общественно-культурной жизнью, посещает музеи, театры.

    «Гуманная, чуткая, воспитанная», она походя ругала всех и вся – воспитателей детского сада, своих близких, знакомых, будущих учителей сына за то, что не соответствуют ее кредо, не понимают и строят козни.

    В душевные излияния матери то и дело вклинивался сын: «Мама, а ты помнишь, как…» Мама, конечно, «помнила», и начинался рассказ об очередной драме. В своем неуклонном и прямолинейном стремлении реализовать свои собственные, весьма однозначные и жесткие представления о том, как должны к ней относиться люди, она постоянно вступает в конфликты. Можно представить, какой эмоционально напряженной и изматывающей для нее самой и ее близких оказалась такая жизнь. А в итоге муж ушел к другой, ребенок невротизирован, перегружен ненужной для его возраста информацией, не умеет адекватно вести себя ни со взрослыми, ни со сверстниками; беспомощен и уже настроен негативно воспринимать окружающий мир. Он уже сейчас воспроизводит в своем поведении глубинные черты матери, которые она сама не осознает. Мальчик навязчив, бесцеремонен. В процессе беседы часто бестактно выказывает свое отношение к событиям и людям, участвующим в них.

    А мама, «не видя» себя, не видит и всех недостатков сына. Веря в собственную исключительность и незаурядность (только вот другие не понимают и не ценят!), она наделяет и ребенка исключительными способностями и негодует на всех, кто этого не хочет признавать. Мама не понимает ни себя, ни сына и в воспитании так ориентирует его, что со временем обоих ждут острейшие конфликты и между собой и с окружающими. Сфера этих конфликтов будет неуклонно расширяться по мере взросления ребенка. Что будет с ним через несколько лет, когда ему придется лицом к лицу столкнуться с реалиями взрослой жизни?

    К сожалению, мне не удалось достучаться до здравого смысла женщины. Ей импонировало только то, что подтверждало ее собственное высокое мнение о себе. Конечно, жизненные удары рано или поздно пробьют эту «китайскую стену». Увы, чаще бывает – поздно. А мне остается надеяться, что прочитав эти строки, кто-нибудь, обеспокоенный поступками своих детей, посмотрит на них и, как в кривом зеркале, увидев себя, займется самовоспитанием. Невозможно изменить других, ничего не меняя в себе.

    Нина ЛОГВИНЕНКО


    25.04.2007, 03:19 Гость_Людмила_*

    Одно то, что психолог допускает, чтобы мать рассказывала о своей жизни и своих проблемах с людьми в присутствии сына, наводит на мысль о неэтичности методов его работы.


    Другие статьи на тему

    Старые рубрики / Семейный круг
    Советы читателей
    Советы читателей В рубрике «Семейный круг» мы не раз говорили о том, что заставляет людей старшего возраста искать пару и создавать семью. Для женщин это страх одиночества, желание чувствовать себя нужной, излить на кого-то нерастраченную теплоту и нежность...
    2950 2
    Старые рубрики / Семейный круг
    Кто даст совет?
    (Продолжение. Начало в №44) Александра Академгородок уже отпраздновал свое десятилетие, когда ей предложили работу в одном из институтов, да еще с предоставлением квартиры...
    2977 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Кто даст совет?
    Существует множество неписаных законов, которые в реальной жизни имеют место быть. К примеру, если бутерброд падает, то по «закону подлости» непременно маслом вниз. А вот в моей психотерапевтической практике постоянно действует «закон парности случаев»...
    2849 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Призраки прошлого
    Они поженились, когда, как говорят, деваться было некуда. Ирина ждала ребенка, и это было уже очевидно для всех. Сергей долго не решался привести ее в дом и познакомить с матерью, хотя та постоянно интересовалась, когда же он, наконец, предъявит свою красавицу...
    2894 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Можно пойти на компромисс
    Судя по письмам и телефонным звонкам, проблема отношения отцов и детей волнует многих читательниц «Семейного круга». Сегодня мы хотим предоставить слово тем, кто пережил развод родителей и рос без отца...
    3057 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Бывших родителей не существует!
    Бывших родителей не существует! К сожалению, приходится констатировать, что после развода родителей дети становятся заложниками их взаимной неприязни. И что греха таить, зачастую инициаторами в этом неблаговидном деле становимся мы, женщины.   Никита, 14 лет...
    3405 0

    Популярное