«Россия – певческая страна!»
«Россия – певческая страна!»
Солист Большого и Мариинского театров, российский оперный певец (бас) Ильдар Амирович АБДРАЗАКОВ родился 26 сентября 1976 года в Уфе. Ещё учась на первом курсе Уфимского государственного института искусств, выступал в Башкирском государственном театре оперы и балета. В 1997 году стал лауреатом телевизионного конкурса Ирины Архиповой «Большой приз Москвы» и завоевал первую премию Международного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки. В 1998 году дебютировал на сцене Мариинского театра. Заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Башкортостан и Республики Татарстан. Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» и двух премий «Грэмми». С 2015 года – художественный руководитель Международной академии музыки Елены Образцовой. В 2016-м основал Фонд поддержки молодых талантов в области искусства, который проводит ежегодный Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова.
– Бельканто (в опере техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением и т.д. – Прим. ред.) – врождённый дар или наработанное мастерство?
– Наработанное, конечно. Работа над голосом продолжается много лет. Чтобы научиться владению бельканто, которое я считаю необходимым и главным для мастера академического вокала, существуют обязательные для исполнения произведения.
– Известно, что тенора очень сильно берегут свой голос. А басы?
– Как и в любой сфере, у певцов есть свои шутки по этому поводу. Но не стоит забывать, что у каждого голоса своя специфика. Недаром композиторы писали для теноров особенные лирические партии – молодых юношей, влюблённых персонажей. Можно сказать, тенора – герои-любовники в опере. Но сохранять, оберегать голосовой аппарат необходимо всем исполнителям без исключения.
Возможно, стереотипы вызывают ассоциации, что оперный певец обязательно должен носить шарф. Лучано Паваротти выходил на сцену с шарфом…Но не стоит думать, что этот предмет гардероба поможет кому-то петь, как Паваротти!
Со временем мы изучаем свой голос и как всё взаимосвязано внутри. Потому что певец поёт не связками, звучит весь организм: тело – своего рода дека. Важно прислушиваться к педагогам в вопросах гигиены голоса, особенно по молодости, когда мы делаем первые шаги в непростом искусстве исполнения. Также важно соблюдать режим: кому-то на пользу сон, кому-то – занятия спортом, во всём должна быть мера. Это необходимо для чувства внутренней наполненности, энергии, ведь во время пения отдаёшь всего себя.
– Без чего бас не бас? Без кантилены (напевная мелодия. – Прим. ред.), крепких верхов, уверенного диминуэндо (постепенное уменьшение силы звука. – Прим. ред.)?
– Басы бывают нескольких видов: буффо, кантабиле, профундо, басы-баритоны, центральные басы. И для каждого голоса есть свои партии. Также учитываются и переходные ноты, и тембр. Я обладатель баса кантабиле, этот тип голоса позволяет исполнять главные партии в операх разных композиторов – от Генделя до Шостаковича.
– В чём, по-вашему, секрет популярности романса? Их поют уже двести лет!
– Русский романс очень душевный, в нём интересная музыкальная структура: простые аккорды и мелодия, затрагивающая струны сердца. В романсе есть своя магия, исполнителю важно прочувствовать её. Классический романс начинался с того, что в домашнем салоне пианист садился за инструмент, выходил певец – и случалось волшебство. Композиторы часто писали музыку под конкретных певцов, закладывая в неё внутренний монолог исполнителя.
– Сегодня устойчивый тренд – осовременивание оперы. Ваше отношение к этому?
– Мне нравится, есть в этом что-то прогрессивное. Конечно, важно, чтобы в итоге не получилось вульгарно, чтобы ничто на сцене не отвращало публику. Но если у режиссёра современный подход, новое решение и всё продумано – почему бы и нет? Я лично это приветствую. А кто-то ставит оперу в классической манере – и это тоже хорошо. Во всём должно быть чувство меры и чувство вкуса.
Десять лет назад Дмитрий Черняков поставил «Князя Игоря» в «Метрополитен-опере». Спектакль был потрясающий, красивый, современный, публика и пресса – в восторге! А два года назад режиссёр Каспер Хольтен выпустил неклассического «Бориса Годунова» в «Ла Скала» – и это тоже был интересный опыт.
– С кем в дуэте – из певцов и музыкантов за всю историю музыки – хотели бы спеть?
– Очень хотел бы посмотреть спектакль с участием Шаляпина. И взять у него мастер-класс. Это был уникальный певец. К счастью, сохранились записи его голоса, и мы можем через голос увидеть создаваемые Фёдором Ивановичем образы. Такова сила харизмы, которой обладают немногие.
– Ваше мнение о телепроекте «Голос»? Вас не приглашали стать наставником?
– Проект хороший, на нём открывают прекрасных исполнителей. У нас так много больших талантов. Россия, можно сказать, певческая страна! Хотелось бы, чтобы больше строилось концертных залов, театров, филармоний. И чтобы там выступала талантливая молодёжь. К слову, в июле в Санкт-Петербурге пройдут занятия в Летней школе, которую проводит мой Фонд поддержки и продвижения молодых талантов.
– Вы выросли в творческой семье: мама – художник, отец – кинематографист. Шансов пойти в инженеры не было?
– Никаких! Но когда мне было года четыре, я мечтал быть дальнобойщиком. Наверное, ничего не поменялось с тех пор: также путешествую по разным странам. Объехал почти весь мир.
В шесть лет меня отдали в музыкальную школу, где я учился по классу фортепиано и пел в детском хоре. С юности музыка сопровождала мою жизнь, любовь к пению становилась с годами всё больше и больше. У меня был пример старшего брата, и вслед за ним я пришёл к нашему педагогу Миляуше Галеевне. Родители относились очень хорошо к тому, что оба сына поют, во всём поддерживали нас. Мы жили в доме творческих людей – артистов, учёных-академиков. И все мои друзья были из интеллигентных семей.
– Чему научил вас отец? И чему вы учите своих детей?
– Отец был для меня примером во всём и научил меня главному: нужно много и упорно работать, чтобы добиться больших успехов. При этом он никогда не наставлял: делай то, не делай этого. Отец работал, а мы с братом наблюдали и мотали на ус. Постоянно видели, как он трудится, снимает фильмы, переживает за творческий процесс. Считаю, что его преданность профессии – прекрасный пример для подражания.
Моим детям тоже прекрасно видно, как я живу и работаю. Они любят ходить на мои выступления и внимают искусству, настраиваются на правильную волну и проявляют тягу к музыке.
– На что бы тратили восьмой день недели, будь у вас такая возможность?
– На семью. Хочется почаще быть с родными и близкими.
– За что вы себе могли бы поставить твёрдую пятёрку?
– Давайте оттолкнёмся от известной поговорки. Я счастливый отец, построивший дом и посадивший не одно дерево.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото из личного архива И. Абдразакова
Комментарии