• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 07:24 вторник, 05 июля
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    05.07.2022
    USD: 55.09
    EUR: 57.18
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «Отказ от поэзии обедняет людей!»

    «Отказ от поэзии обедняет людей!»

    «Отказ от поэзии обедняет людей!»

    Даниил Соломонович ЧКОНИЯ – поэт, прозаик, переводчик, литературный критик. Родился 19 февраля 1946 года в Порт-Артуре в семье врачей. Школьные годы прошли в Мариуполе (тогда Жданов), учился на филфаке Бердянского пединститута, в Донецком и Тбилисском университетах, в 1973-м окончил Литинститут в Москве.

    Публиковался в журналах «Юность», «Дружба народов», «Октябрь», «Урал», «Детская литература», «Литературная Грузия», в «Литературной газете», многочисленных молодёжных сборниках и альманахах. Член Союза писателей с 1976 года, ныне – член Союза писателей Москвы. Перевёл более 20 книг поэтов и прозаиков Грузии и Северного Кавказа. Автор 11 книг стихов и малой прозы. Отдельные стихи печатались в переводах на английский, французский, итальянский, венгерский, польский, армянский и грузинский языки. Награждён спецдипломом «За вклад в развитие и сбережение традиций русской культуры за пределами РФ» оргкомитета Русской премии, премией В. Сирина (Набокова). В 2016 году – лауреат Русской премии в номинации «Поэзия» (2-е место) за книгу «Стихия и Пловец».

    – Поэзия – это метафоры, неологизмы, авторская интонация. А что ещё?

    – Ещё это звук, музыка стиха, это непредсказуемость, нечаянность движения поэтической мысли.

    – Почему современные поэты не ставят перед собой задачу «глаголом жечь сердца людей»?

    – Думаю, что это связано с подозрением, будто повествовательная стихотворная речь идёт от холодного умствования, от рассудочного стихописания, а в таком случае – от «фельетонности», от журнализма, от сюжетности, от дидактизма, от любительского простодушия. Повод к такому подозрению дают серые стихи, стихи, представляющие собой бойко зарифмованную прозу, пересказ событий. Отсюда, мне кажется, стремление некоторых современных поэтов расширить свободное пространство поэзии, её эмоционального выражения и восприятия. Стихи-настроения, импрессионность и музыкальность, пусть несколько неосмысленная, но яркая образность получают большее доверие к искренности их написания. Это на самом деле не значит, что сюжетно-повествовательная, философская, публицистическая стихотворная речь лишена поэзии. Тут дело в мастерстве и одарённости. Образцов хватает.

    – Что относите к табу в литературе и искусстве в целом?

    – На мой взгляд, табу – это давление общественной морали. Не всегда справедливое. Чаще всего идёт речь об обсценной лексике. Вспомним анекдот о реакции работяги, которому на ногу уронил молоток его коллега: «Ты не прав, Вася!» Мы смеёмся, понимая, что Вася удостоился оценки другими словами. И в жизни этими словами пользуемся. Экспрессивная речь. Вопрос в уместности, в воздействии на сознание читателя. Вопрос и в искусственном нагнетании приёма. У меня есть свой опыт. В одном стихотворении я употребил матерное слово (не буду приводить цитату). Поверьте мне, оно стояло, как гвоздь в стене. И в двух книжках стихов так и было напечатано. И вдруг кто-то из издательских начальников в момент подготовки новой книжки (всё в том же издательстве) настоятельно потребовал использовать вместо букв звёздочки. Люди, читавшие эти стихи, никогда не испытывали внутреннего протеста. При чтении на аудиторию убеждался в здоровой весёлой реакции слушателей. А вот многие из тех, кто читал стихи в варианте со звёздочками, задавали мне вопрос: так ли необходимо было использовать это слово? Да ещё предлагали один и тот же вариант замены. Слово, органично жившее в стихотворении, при замене нескольких букв на значок привлекало к себе внимание, работало не на поэтическую мысль, а на отвлечение от этой мысли! Так что каждый раз должно рассматривать это в конкретном контексте.

    – Сейчас популярна серия «ЖЗЛ». Чья биография вам интересна для своего исследования?

    – Да немало имён. Я был бы рад, если кто-то из умельцев писать книги для этой серии обратил внимание на Фазиля Искандера. Но ведь не только люди литературы и искусства интересны. Так что я не берусь давать советы и рекомендации. А вот сотрудничество с одним из авторов, в последнее время интересно работающих в этой серии, своего друга – поэта, прозаика, критика, исследователя литературы – Илью Фаликова редакции порекомендовал. Его книги о Марине Цветаевой, о Борисе Слуцком, о Евгении Евтушенко, о Борисе Рыжем впечатляют.

    – В списке авторитетов современного общества поэтам отводится «…надцатое» место. Как относитесь к этому?

    – С грустью. Поэты часто на интуитивном уровне улавливают какие-то векторы в судьбах людских намного раньше философов, учёных, проникая в самое сокровенное в человеке. Отказ от поэзии, наблюдаемый сегодня в значительной части сообщества, незаметно для самих этих людей лишает их той эмоциональной сферы восприятия жизни, без которой они обедняют себя на пути от хомо сапиенс к Человеку!

    – Вопрос про успех: как он выбирает, к кому прийти?

    – Смотря что считать успехом. Рекордные тиражи и гонорары? Есть пример – Асадов. Признание коллег по цеху и серьёзного читателя поэзии при жизни? Посмертное признание властей, спекулирующих на использовании имени поэта? Стихи Цветаевой и Мандельштама, прочитанные в праздничном концерте в честь Дня Победы? Кощунство! Житейские радости? Не знаю. Всё-таки есть какая-то здоровая составляющая успеха. Но сам успех может быть случайным, неожиданным. Генерируемым критиками. И вполне заслуженным. А не уступающий дарованием другой стихотворец может быть несправедливо не замеченным.

    – В одном из интервью, отвечая на вопрос о любимых авторах, вы ответили: «Я всеядный. Но мне это жить не мешает». А что мешает вам жить? И где граница между всеядностью и разбросанностью в предпочтениях?

    – Жить мешает подлая власть. Отсутствие личностного начала в человеке, стадное мышление. Что касается всеядности – речь ведь в том интервью шла именно о поэзии. В моём понимании всеядность – это нормальное восприятие разных поэтических школ, тенденций, приёмов. Принцип вечный: было бы талантливо сказано. Я бы это не назвал разбросанностью.

    – Что такое ваша территория комфорта?

    – Не могу сказать определённо. Когда думается и пишется, есть потребность в герметичном одиночестве, но ненадолго: я урбанист, испытываю необходимость активного общения и не радуюсь одиночеству.

    Люблю жизнь во всех её проявлениях. Человеческую дружбу. Общение. Максимально возможные свободу и независимость. Мирное сосуществование народов и государств.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото из личного архива Д. Чкония

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Карен Шахназаров: «Искусство – для познания жизни»
    354 0
    "Навигатор" № 24 (1346) от 24.06.22
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Чтобы насладиться искусством, нужна подготовка»
    1055 0
    "Навигатор" № 18 (1340) от 13.05.22
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Всё вокруг – импровизация!»
    982 0
    "Навигатор" № 14 (1336) от 15.04.22
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Хорошее как дар, а плохое – как урок»
    1301 0
    "Навигатор" № 12 (1334) от 01.04.22
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Слушать и слышать важнее, чем говорить»
    1241 0
    "Навигатор" № 12 (1334) от 01.04.22
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Мне многое не все равно!»
    660 0
    "Навигатор" № 7 (1329) от 25.02.22

    Популярное