• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 13:34 понедельник, 08 августа
    Академгородок:
    Пробки: 4 балла
    08.08.2022
    USD: 60.37
    EUR: 61.36
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • От школьника до доктора наук

    От школьника до доктора наук

    От школьника до доктора наук

    Образование – это индустрия, направленная в будущее

    С.П. Капица

    Группа ребят в белых халатах окружила наставников из Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН: несмотря на выходной день, здесь проводят научные эксперименты.

    Над сохранением интеллектуального потенциала страны трудятся ученые и аспиранты института. Их проект «От школьника до доктора наук: разработка комплексного подхода непрерывной подготовки специалистов по физико-химической биологии для сохранения и восполнения интеллектуального потенциала России» стал победителем всероссийского конкурса фонда «Династия» («Современное Естествознание»). О проекте корреспонденту «Навигатора» рассказала его руководитель – доктор химических наук, профессор кафедры молекулярной биологии НГУ Татьяна ГОДОВИКОВА.

    – Татьяна Сергеевна, кому принадлежит идея привлечения школьников к научным экспериментам?

    – Идея подготовки ученых «со школьной скамьи» не нова: об этом говорил еще Михаил Алексеевич Лаврентьев. Основатель Академгородка понимал, что Новосибирскому университету нужны талантливые абитуриенты. Для этого была создана физматшкола (ныне СУНЦ НГУ), где преподают, в том числе, и ведущие ученые СО РАН. Следуя замыслам Лаврентьева, мы решили заниматься с ребятами, не дожидаясь, пока они станут дипломированными специалистами. Молодое поколение должно чувствовать гражданскую ответственность за российскую науку.

    – С какого возраста пробуют свои силы в науке?

    – Вовлекать в научный эксперимент можно только учащихся старшего звена, обладающих развитыми навыками поиска, анализа, систематизации и эффективного использования информации для достижения поставленной цели. К тому же химия и биология требуют определенной интеллектуальной базы.

    – Какие школы участвуют в вашем проекте?

    – Одно из основных направлений деятельности нашего института – фундаментальная медицина, новые методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Поэтому мы занимаемся с ребятами из СУНЦ НГУ и лицея №22 «Надежда Сибири», где открыты классы медицинского направления. Как научные сотрудники, да и обычные пациенты мы хотим, чтобы медики ориентировались не только на изученное много лет назад, но руководствовались достижениями современной науки. Только тогда можно грамотно поставить диагноз и назначить качественное и эффективное лечение.

    – Если к проекту захотят присоединиться ребята из других образовательных учреждений, возьмете?

    – Учеников из других школ мы не принимаем –  ориентируемся на образовательные учреждения, где уделяется большое внимание химии и биологии. Однако любознательные старшеклассники могут реализовать себя и на других научных направлениях. С ребятами занимаются сотрудники Института катализа, Международного томографического центра, Института цитологии и генетики.

    – Вы работаете на стыке физики, химии и биологии?

    – Точнее сказать, методы, которые мы используем – физико-химические, а объект биологический – человек. В нашем организме каждую секунду происходят химические реакции. Если они протекают правильно, человек живет и радуется. Если нет – возникают заболевания. Чтобы их предупредить, надо изучить механизм их развития. Так, нейродегенеративные и сердечно-сосудистые болезни сопровождает появление в организме аминокислоты гомоцистеина. Однако до сих пор неясно: человек заболевает от того, что в организме возросло число молекул гомоцистеина, или их увеличение связано с болезнью. Изучением этой проблемы под моим руководством занимается Алексей Чубаров – аспирант НГУ, который начал работать с нами, будучи учащимся СУНЦ. Сейчас у него свои ученики – школьники, которые участвуют в работе над данной темой.

    Другое направление – разработка лекарства против рака. И здесь тоже занят выпускник нашего проекта по подготовке школьников! Студент 5-го курса ФЕН НГУ Владимир Лисицкий работает в институте уже седьмой год и проводит исследования под руководством кандидата химических наук Татьяны Аврамчук. К нему тоже уже приходят школьники.

    – Так вы препятствуете «утечке мозгов» за рубеж?

    – Мы только пытаемся увлечь, заинтересовать ребят или хотя бы на какой-то период восполнить нехватку кадров в науке. Школьники занимаются с большим энтузиазмом, приезжают к нам даже в морозы, когда занятия в школах отменяют. После окончания школы многие из наших ребят поступают в НГУ и успешно совмещают учебу с научной работой в нашем институте.

    – А кто, помимо Вас, работает со школьниками?

    – В основном звене нашей рабочей группы два доктора наук (я и д.х.н. Владимир Сильников), три кандидата химических наук (Татьяна Аврамчук, Светлана Мызина, Людмила Королёва) и кандидат биологических наук Ольга Захарова. Как я упоминала, со школьниками занимаются Алексей Чубаров и Владимир Лисицкий, а также студентка 3-го курса ФЕН НГУ Наталья Антонова. Привлекаем и других сотрудников, студентов и аспирантов. Все понимают важность этой работы и никогда не отказываются помочь. У нас царит доброжелательная творческая атмосфера.

    – На что пойдут средства фонда «Династия»?

    – Благодаря гранту мы сможем представить результаты нашей работы на различных мероприятиях: четыре аспиранта поедут на научную конференцию «Менделеев-2012» в Санкт-Петербург, а шестеро учащихся 22-го лицея примут участие в московской конференции «Национальное достояние России». Вместе с научными руководителями ребята выступят на международной научной студенческой конференции, которая пройдет в НГУ. Планируем купить компьютеры, химреактивы. Радует, что поддержку получат наши молодые преподаватели, работающие со школьниками на добровольных началах.

    – Каким будет итог вашего проекта?

    – В ходе занятий подростки научатся культуре проведения эксперимента, получат практические навыки работы с реактивами. Наши школьники шагают на шаг впереди остальных: ведь они обладают знаниями, которых пока нет у сверстников.

    Юлия КАРПЕНКО

    Фото автора, больше снимков на www.navigato.ru

    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    Строят кампус Академпарка
    282 0
    "Навигатор" № 30 (1352) от 05.08.22
    Человек и общество
    Места не для отдыха
    304 0
    "Навигатор" № 30 (1352) от 05.08.22
    Человек и общество
    Что будет с библиотекой
    265 0
    "Навигатор" № 30 (1352) от 05.08.22
    Человек и общество
    Резонансное убийство
    287 0
    "Навигатор" № 30 (1352) от 05.08.22
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэтический спектакль – прекрасный жанр!»
    274 0
    "Навигатор" № 30 (1352) от 05.08.22
    Человек и общество / Школа для родителей
    Эгоист – это тот, кто думает не обо мне?
    223 0
    "Навигатор" № 30 (1352) от 05.08.22

    Популярное