• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 07:20 пятница, 26 апреля
    Академгородок:
    Пробки: 3 балла
    26.04.2024
    USD: 92.13
    EUR: 98.71
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Мне дороги мои воспоминания

    Мне дороги мои воспоминания

    Мне повезло родиться 19 ноября 1937 года и начать жить в будущем Академгородке на втором разъезде (станция «Сеятель»). Родители были железнодорожниками, и отцу – дежурному по станции – дали жилье. Я собирался продолжить его дело и, окончив железнодорожное училище №2, пару лет занимался осмотром пассажирских поездов на Главном вокзале Новосибирска. Отслужив в армии в Бресте, вернулся на родину, хотя была возможность остаться на сверхсрочную, – командир части уговаривал всех сержантов. Не удержали там ни прекрасный мягкий климат, при котором хорошо росли картошка и груши, ни отзывчивые белорусы, с которыми у нас, военнослужащих, были творческие и спортивные встречи.

    Многим повезло определиться в жизни в городе науки, и мне в частности. Старший брат, работавший в отделе главного энергетика Института гидродинамики АН СССР, сразу повел меня в отдел быстропротекающих процессов (ОБПП). Там я впервые увидел импульсные водометы (ИВ). Одни уже были готовы к эксплуатации, другие находились на этапе сборки. Тогда появилась уже четвертая модель – ИВ-4. После собеседования с руководителем Николаем Оленьковым меня определили в помощники к опытному специалисту Сергею Николаеву. Параллельно перевозили оставшееся оборудование из Золотой долины к «вспомогательному» зданию, где располагался ОБПП.

    Отдел, которым заведовал Богдан Вячеславович Войцеховский, в то время состоял в основном из ученой и учащейся молодежи из разных мест Советского Союза. В темп работы этого коллектива я быстро вошел, и в моей жизни тоже всё закрутилось. Глядя на энергичных сотрудников, продолжил учебу в НЭТИ, а в выходные дни отстаивал спортивную честь Института гидродинамики в соревнованиях, которые тогда проходили очень часто.

    Не было и дня, чтобы мы не демонстрировали импульсные водометы гостям Академгородка. Приезжали зарубежные важные бизнесмены из разных стран, руководители и представители многих ведомств нашей страны. Особенно запомнился веселый старший лейтенант – космонавт Герман Титов – с группой из космического центра. Все эти исторические моменты запечатлел на фотопленку Рашид Ахметов, который постоянно присутствовал при встрече делегаций с академиком М.А. Лаврентьевым.

    Со следующей моделью ИВ-6 под руководством Вадима Никитина «прошивали» медь около 100 мм и крушили «глыбы» гранита. Представители Севера тогда хотели использовать импульсные водометы для разрушения льда. Постоянно чувствовалась заинтересованность в такой технике у предприятий, производство которых связано с пылью при разрушении различных материалов. Недаром Михаил Алексеевич предложил создать пояс внедрения разработок институтов в народном хозяйстве через специальные конструкторские бюро (СКБ).

    Первым было специальное конструкторское бюро гидроимпульсной техники (постановление Совмина РСФСР №352 от 18 марта 1964 г.). Там изготовили нашедшую мировое признание технику высоконапорных струй, сверхмощные ударные устройства, эффективное прессовое, а также предназначенное для обработки материалов взрывом оборудование. И даже дождевальные установки для сельского хозяйства.

    Об этом должна быть памятная табличка на главном корпусе констукторско-технологического филиала Института гидродинамики им. М.А. Лаврентьева (КТФ ИГиЛ, ранее СКБ ГИТ), считают ветераны. Тем более что в 1975 году, в последний год своей активной трудовой деятельности, академик М.А. Лаврентьев работал начальником СКБ ГИТ, а главным конструктором был его талантливый ученик Б.В. Войцеховский.

    В. Желонкин,

    заслуженный ветеран СО РАН

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Живая история
    Наша гордость и слава
    817 0
    "Навигатор" № 14 (1436) от 12.04.24
    Человек и общество / Живая история
    72 счастливых года вместе
    1493 0
    "Навигатор" № 26 (1398) от 07.07.23
    Человек и общество / Живая история
    Письмо из 90-х
    688 0
    "Навигатор" № 24 (1396) от 23.06.23
    Человек и общество / Живая история
    Наука строить городки
    1712 0
    "Навигатор" № 31 (1353) от 12.08.22
    Человек и общество / Живая история
    Пляж. 65 лет назад
    4298 4
    "Навигатор" № 22 (1344) от 10.06.22
    Человек и общество / Живая история
    Единение душ
    1176 0
    "Навигатор" № 17 (1339) от 06.05.22

    Популярное