• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 02:27 суббота, 25 мая
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    25.05.2024
    USD: 89.7
    EUR: 97.1
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Как стресс влияет на гены

    Как стресс влияет на гены

    Как стресс влияет на гены

    Учёные ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» сравнили разные поколения подростков Новосибирска и выявили варианты генов, частоты которых отличаются у родившихся в 1990-х, от тех, кто родился раньше или позже социально-экономического кризиса.

    Поиском связи между рождаемостью и социальными факторами занимается демография. В последние годы появились работы на стыке этой науки и генетики.

    Как рассказывает издание «Наука в Сибири», в своём исследовании учёные анализировали три случайно выбранные группы подростков, родившихся в 1982-1985-х, 1992-1995-х и 2002-2005 годах. Образцы их крови были получены в НИИ терапии и профилактической медицины (сейчас филиал ФИЦ ИЦиГ СО РАН) в ходе мониторинга психического, физического и эмоционального состояния подростков, который проводится с 1980-х годов каждые пять лет. В случайно выбранных классах десяти школ Октябрьского района были сформированы репрезентативные группы неродственных школьников в возрасте 14-17 лет обоего пола. Учёные анализировали генотипы подростков разных поколений и сравнивали частоты генетических вариантов (аллелей).

    – Мы намеренно изучали не родителей, а детей. Так выборка получается действительно случайной и лучше характеризует популяционную картину в целом, – прокомментировала научный сотрудник ИЦиГ СО РАН к.б.н. Светлана Михайлова.

    Работа продолжалась два года. Сначала биологи изучали уже хорошо описанные варианты генов, связанные с устойчивостью к стрессу. Из 21 исследованного генетического варианта в «кризисной группе» повышенную частоту имели два: в генах DRD4 и COMT.

    – Ожидаемо, что частота встречаемости этих вариантов генов оказалась выше в кризисное время. Люди, которые спокойнее относятся к стрессовой ситуации, чувствуют себя в условиях повышенного социального стресса лучше, поэтому рождаемость падает в меньшей степени. Соответственно, среди рождённых в этот период детей такие генетические варианты встречаются чаще, чем в соседних поколениях, – отметила исследователь.

    Интересно, что оба эти варианта генов не только защищают от стресса, но и предрасполагают к развитию СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности).

    – Можно сказать, что в современном обществе идёт отбор по генам, которые способствуют развитию этого синдрома. У людей с набором генов, способствующих развитию СДВГ, в среднем больше детей, – утверждает Светлана Михайлова.

    Во второй год исследователи работали с менее изученными генами. Было обнаружено, что у поколения, которое родилось в кризис, выше частота одного из вариантов гена, способствующего повышенной тревожности и одновременно с этим большей фертильности.

    – Этому результату мы очень удивились. Получается, что не всегда стресс напрямую негативно влияет на число детей, у человека всё сложнее устроено. Некоторые варианты генов могут быть связаны одновременно с повышенной тревожностью в случае стресса и с большим количеством детей. Возможно, это объясняется тем, что часть людей, испытывающих повышенную тревожность, ищут стабильности в каких-то традиционных укладах или стараются при сложных ситуациях искать не условия комфорта, а ощущение своей значимости, жизненной цели. Однако эта область ещё мало изучена, – говорит исследователь.

    Во время работы возникло много новых вопросов.

    – Мы не утверждаем, что после кризиса в России население изменилось, ведь рождённое в период 90-х поколение было невелико из-за падения рождаемости. Однако можно предположить, что выявленные нами изменения в частотах аллелей генов стрессовой устойчивости отражают направление эволюции человека в современном мире с его повышающимся уровнем социального стресса, – заключила Светлана Михайлова.

    П. Щербакова, «Наука в Сибири»

    Другие статьи на тему

    Наука и образование / Горизонты науки
    В честь братьев Стругацких
    606 0
    "Навигатор" № 18 (1440) от 10.05.24
    Наука и образование / Горизонты науки
    Ниже вероятность рецидивов
    441 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Наука и образование / Горизонты науки
    В сельском хозяйстве – пригодится
    1173 0
    "Навигатор" № 8 (1430) от 01.03.24
    Наука и образование / Горизонты науки
    Хранилища углекислого газа
    615 0
    "Навигатор" № 7 (1429) от 23.02.24
    Наука и образование / Горизонты науки
    «Понимать» по-русски
    680 0
    "Навигатор" № 7 (1429) от 23.02.24
    Наука и образование / Горизонты науки
    Микродисковый лазер
    628 0
    "Навигатор" № 6 (1428) от 16.02.24

    Популярное