• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 06:29 четверг, 10 октября
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    10.10.2024
    USD: 96.95
    EUR: 106.42
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Я смотритель воды!»

    «Я смотритель воды!»

    «Я смотритель воды!»

    Варвара Ильинична ЗАБОРЦЕВА родилась 21 апреля 1999 года в Архангельской области. Пишет стихи и прозу, которые публиковались в «Новом мире», «Звезде», «Юности», «Дружбе народов», «Бельских просторах» и других журналах. Окончила Академию художеств им. Репина, магистр искусствоведения. Лауреат премии «Лицей», премии журнала «Сибирские огни».

    – Согласны с фразой: «Разум ошибается, чувство – никогда»? Как это соотносится с поэзией?

    – Смотря что считать ошибкой. Стараюсь перенимать привычку моего мужа-учёного: сначала дать определения, а потом только строить высказывание. А я для себя не решила, что такое ошибка, поэтому трудно ответить. Если это неверный поступок, то кто оценивает? К тому же мне не близка антитеза чувств и разума, не хотела бы усиливать противоборство этих двух начал, которое и так порой утрировано, мне кажется. Я за умное сердце (в его путь верю и в жизни, и в поэзии), единение, в котором рациональное начало не отрицает чудесное в мире, а чувственное не мешает видеть здравое. А там уже сами житейские рифмы найдутся.

    – Что такое «житейские рифмы»?

    – Я часто веду занятия с детьми, младшими школьниками. Мы вместе изучаем самый волшебный предмет в мире – белый лист бумаги. На нём столько всего может поместиться, виданного и невиданного. Вместе мы учимся заселять бумагу житейскими рифмами. Точнее, ребята ещё не знают этого выражения, просто пробуют совмещать разрозненное на одном белом листе. Рисуют, например, одну и ту же историю, одного героя, одну картинку – обязательно по-разному. Что-то берут, что-то нет. Выбирают свои предметы, их размер, цвет. Иначе говоря, выбирают, что и как они будут рифмовать карандашами. А рифмы берут из жизни – просто потому, что пока они видели больше, чем читали или впитывали из живописи. Житейские рифмы – то, что жило само по себе, но встретилось, или что-то помогло этой встрече случиться. Художник – который увидел похожесть реки и девичьей косы, и теперь на листе бумаги они вьются вместе. Погода – которая помогла облакам и льдинам встретиться на реке во время ледохода, и уже белые облака плывут вперемешку с льдинами. Это же всё нужно подметить! Вот мы и играем – найди житейские рифмы. И пробуем воплощать. И ни разу не повторялись наши листы.

    – Ваша дебютная подборка стихов в «Урале» называлась «Набело хочется жить». А получается ли?

    – Да, тогда мне и правда казалось, что можно выстроить белую жизнь. Думала, главное – ступать медленно, как по насту, и не провалишься. Но тогда я мало ходила по насту. Только слышала, как проваливались другие. А самой просто везло или полегче была, маленькая. А вот когда своими ногами по замёрзшей реке – вот тебе и пожалуйста! Приходится думать и ногами, и сердцем. И оглянешься – тропка-то хоть и цельная, но с оступками. А в искусстве, кстати, эти оступки порой – самое интересное. Из них частенько что-то вырастает.

    Ещё… я усердно искала набело прожитую жизнь, хоть одну – ориентиром. Не нашла. Мало искала, конечно. Но, может, важнее само устремление – жить набело. От самого устремления я и сейчас не готова отказаться.

    – Где вам проще жить и творить – в Петербурге или в родном посёлке Пинега в Архангельской области?

    – В любом случае приходится беречь свой творческий мирок – независимо от того, какой мир внешний. И жить с этим маленьким миром во всём мире, куда бы ни занесло. А пишется теперь повсюду: и в питерской коммуналке, и в дороге. В дороге даже особенно хорошо! Лица, картинки, голоса – и они требуют какой-то предельной внимательности, даже скорее внимательной отзывчивости. Проглядел – и всё, не повторится. А ещё писатель Илья Кочергин подсказал, что всегда можно уехать во внутреннюю Пинегу. У меня очень прочная связь с моей рекой, это правда, но важно, чтобы эта связь не стала верёвкой на горле. Даже не в житейском плане, а как раз в творческом.

    –  Вы и поэт, и искусствовед. В этом сочетании нет противоречия?

    – Это что-то очень интересное! Азартное, любопытное. Это звучит так, как мне бы хотелось пожить. Искусствовед – тот, кто стремится ведать в прекрасном. Если вслушаться в само слово, получается примерно так. А чем глубже узнаёшь, тем больше понимаешь и чувствуешь ценность того, с чем соприкасаешься. Отсюда рождается естественное желание сберечь это. И тут помогает художественный образ – он порой надёжнее музея, честно говоря. Да и не всё можно поместить в музее. Всё больше верю в хранительную силу слова: то, что выписано, обретает особый оберег, жизнь отражённую. Вот я и отражаю, сберегаю словом то, во что удалось всмотреться и вслушаться. Без навыков и знаний, которые дала Академия художеств, было бы труднее идти по этому пути.

    – Не найдя гармонии в мире внешнем, можно создать свою, правильно? И тогда творчество становится созданием своей реальности, то есть уходом от действительности. А что не так в окружающей вас жизни?

    – Пробую соседствовать с действительностью. Не уходить от неё, но и не встраиваться. Попытки ухода были, но в них почти запуталась, что же мне дорого на самом деле, не надуманно, а по-честному, насколько это возможно. И я решила учиться добрососедству. Возделываю свой сад, строю свой дом – в душе в первую очередь, а там и стихи с прозой прорастают на этой же почве, из того, что нажито и как. Наверное, для меня первично не создать свой мир, а научиться ответственности за своё поле и своё слово. И это вовсе не принцип «моя хата с краю»! Многие дела «соседа» (жизни большой, идущей своим чередом) становятся моими, и я не могу остаться в стороне. Но при этом не пытаюсь вникнуть во все дела «соседа» – некоторые (с этим я примирилась) мне просто не по силам. Лучше буду заниматься тем, что требует именно моего участия. Да, наверное, добрососедство – это про ответственность за своё и разумное беспокойство о соседе, какими бы ни были разногласия.

    – Есть ли для вас запретное в искусстве?

    – Мне кажется, в искусстве возможно и можно всё, только нужно за это ответить. За приём – чтобы он не остался просто приёмом ради самого приёма. За тему, подход к ней, цитирования, подражания или отрицание ориентиров. В общем, за ограничения или, наоборот, широту.

    – А как не заблудиться там, где «можно всё»?

    – Наверное, надо не отрываться от жизни. Она большая, от земли до неба, всем творцам должно хватить места. Даже космические корабли – на них всё равно летят люди. И везут они с собой земные горести и радости, как бы ни хотелось оторваться.

    В искусство без материи, наверное, верю слабо. А вот в освоение пространств очень даже! Освоение через искусство. Как я запомнила за Алексеем Давыдовичем Алёхиным, одна из задач поэта – сделать поэзией то, что раньше поэзией не являлось. Я бы продолжила: наполнить поэзией то, что не было наполнено ею раньше.

    – Если бы у вас был восьмой день недели, на что бы его тратили?

    – На созерцание. Это всё Академия, она приучила меня смотреть на что-нибудь прекрасное. Было бы хорошо провести весь день у воды, ничего прекраснее я пока не видела. Люблю воду, которая движется, то есть реки. Видела разные моря и поняла, что мне не очень нравятся волны. Мой дядя – рыбак со стажем. И дедушка был рыбаком. А я – смотритель воды!

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото из личного архива В. Заборцевой

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    62 0
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    390 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Магазин и арт-объект
    463 0
    "Навигатор" № 37 (1459) от 20.09.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Перевод может быть и точен, и красив!
    408 0
    "Навигатор" № 32 (1454) от 16.08.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «В шорт-треке – как в шахматах»
    672 0
    "Навигатор" № 29 (1451) от 26.07.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Писатель учится всю жизнь!»
    964 0
    "Навигатор" № 28 (1450) от 19.07.24

    Популярное