• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 01:17 воскресенье, 21 июля
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    21.07.2024
    USD: 88.02
    EUR: 96.04
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Городок – райское место!»

    «Городок – райское место!»

    «Городок – райское место!»

    Недавно в Новосибирске на пятом арт-фестивале памяти Высоцкого «Я только малость объясню в стихе...» выступил известный музыкант Сергей ЛЕТОВ.

    – Начнём с вопроса об отношении к Высоцкому. Почему его песни по-прежнему актуальны – несмотря на то, что поэта не стало без малого полвека назад? Столько всего поменялось…

    – Ну, поменялось не всё! Думаю, парадигмы восприятия музыки и поэзии остались неизменны. Если говорить о массовом отношении к поэзии, то феномен Высоцкого у нас связан прежде всего с определённого рода возвращением к той синкретической поэзии, которая родилась в Древней Греции примерно в VI-VII веках до нашей эры. Симонид или Сапфо не декламировали свои стихи (и это логично: лирика – от слова «лира»), было песенное творчество, от которого до нас дошли только тексты. И в песнях Высоцкого неразрывно связаны мелодия, гармония, слова, исполнение. И Высоцкий, и мой брат Егор Летов – большие поэты, которых оценил народ. Поэты не в европейском смысле, существующие прежде всего для образованных, вокруг которых формируется корпус критиков…

    – У Высоцкого разноплановые песни: военные, лирические, ироничные, гражданские. Что вам ближе?

    – Трудно сказать однозначно. Ребёнком очень любил песни из фильма «Вертикаль», потом военные песни. После на омских пиратских УКВ-радиостанциях слушал всё, что передавали, в том числе и Высоцкого.

    В 1996 году пришёл в Театр на Таганке, играл в спектакле «Москва-Петушки». И раздевался в гримерке Высоцкого! Сидел непосредственно за столом Владимира Семёновича, вешал брюки на спинку его стула... Интересно, что в это время в его столе лежал не найденный автограф Высоцкого. Рукопись стихотворения упала за ящик. Её нашли только после смерти Валерия Сергеевича Золотухина, когда в театре сменилось руководство и решили выкинуть на помойку этот стол. Его разломали и нашли лист бумаги со стихотворением Высоцкого.

    Летом 1980-го я видел огромную очередь перед Театром на Таганке, когда умер Высоцкий. Тогда не мог себе представить, что буду служить там. Жизнь удивительна, конечно. Когда слышишь на маленькой пластиночке песню «На братских могилах не ставят крестов...», то не думаешь, что пройдёт время, и ты сядешь за стол Высоцкого, будешь ходить по сцене, на которой он играл. Великое и далёкое вдруг становится тебе физически невероятно близким.

    Искусство живо, пока оно не в музее. Пока тётеньки не запрещают трогать его руками. Пока не покрыто стеклом от пыли. А когда оно живо, его как раз поёт народ. Вот моего брата до сих пор поют в подземных переходах: «От границы ключ переломлен пополам...» Творчество Высоцкого живо и востребовано.

    – Однажды вы привезли в Академгородок музыку, которую не поняли. Что за история?

    – Дело было в 1974 году. Я учился в ФМШ, привёз из родного Омска альбом группы «Лед Зеппелин» Houses of the Holy. Как он у меня оказался? В то время приобрести фирменные западные пластинки было очень сложно. Они стоили огромных денег. Их покупали и перезаписывали на магнитофоны – уже по три рубля за альбом. А у меня магнитофона не было. И вообще я был поклонником классической музыки. Но интересовался и роком. Брал в Новосибирске у знакомых пластинки, привозил брату в Омск. Помню, у пластинки британской группы The Who было отбито три песни. Но мы всё равно её слушали (улыбается).

    А вот альбом «Лед Зеппелин» я привёз в Академгородок из Омска, где фарцевал райкомовский работник. В итоге меня исключили из ФМШ, а заодно и из комсомола – «за пропаганду буржуазной культуры среди подрастающего поколения».

    – И что, волчий билет на всю жизнь?

    – Отнюдь. Я вернулся в омскую школу, получил аттестат. Но если раньше была идея поступать в НГУ, то после того инцидента решил не искушать судьбу, не возвращаться в Новосибирск. И поступил в московский вуз. Там всё прошло гладко.

    Для меня новосибирский Академгородок и тогда, и сейчас – райское место. Земля обетованная. Высокоинтеллектуальный мир. Республика учёных. А сейчас приехал в Новосибирск и услышал от одной дамы фразу: «Академгородок? Да он же такой провинциальный!» Меня аж передёрнуло всего. Очень захотелось возразить, сказать, что как раз Новосибирск – это где-то сбоку от Академгородка (смеётся).

    – В итоге страна осталась без химика Летова. А сегодня о чём мечтается?

    – Это интимный вопрос. Скажу лишь, что в этом году у меня был праздник – сбылась одна из заветных мечт. Увидел на «Авито» саксофон 1920 года. Американский «Бушер», в строе «до», это очень большая редкость. Он продавался в Якутске. Я удачно сторговался. И перед самым приездом в Новосибирск получил посылку с инструментом. Его надо немножечко подремонтировать. Надеюсь, сыграю на нём в спектакле о Маяковском – представляете, на саксофоне, который мог слышать Маяковский!

    – Лет 10 назад вы издали книгу. Как вам роль писателя?

    – В 2014 году вышла книга «Кандидат в Будды». Название принадлежит не совсем мне. Есть такой писатель Петя Капкин. В 1996 году он взял у меня интервью для журнала «Сельская молодёжь», когда мы немножко выпили в редакции. А потом читаю в публикации, что я как-то был похищен из летнего детского сада китайскими контрабандистами – для продажи в монастыри Тибета на роль Будды, после чего мой отец якобы собрал казаков, они сделали набег на Китай, меня отобрали, а заодно реквизировали лошадей и всыпали по сто плетей каждому контрабандисту. Но это ещё не всё: пока меня везли на продажу, я вдохновился песнями контрабандистов и до сих пор их исполняю на своих концертах (смеётся). И ведь читатели во всё это поверили! А Пётр продолжил писать обо мне разные небылицы под разными псевдонимами.

    И вот издательство «Амфора» предложило издать книгу моих баек. Я согласился. Тем более что наш с Сергеем Курёхиным общий друг, поэт Аркадий Драгомощенко в своё время уже советовал мне опубликовать весёлые рассказы разной степени правдивости из жизни музыкантов. Вдова Дюши Романова постаралась сагитировать меня на эту книгу. Рукопись какое-то время лежала без движения, поскольку в 2008 году умер мой брат. И в издательстве решили, что я написал о брате – а книга была не только о нём. Пока разобрались, наступил 2014 год. И книга наконец вышла. Презентации прошли в Омске и Казани.

    – Ещё писать будете?

    – Меня постоянно подбивают на вторую книгу мемуаров. Чтобы я больше рассказал о Егоре. Пока собираю материалы. Нашёл много интересного на тему родословной нашей семьи. Некоторые линии проследил до XVII века. Среди предков есть казаки, купцы, нет только дворян. Закончить пока не получается из-за плотного графика: концерты, спектакли, озвучка фильмов, записал альбом с группой «Аффинаж». Доходит до девяти выступлений в неделю! А я ещё и преподавал 17 лет в Институте журналистики, читал лекции о музыке. И в британской Школе дизайна…

    – Последний вопрос. Пробовали писать стихи?

    – Да. В детстве. Получилось очень плохо. Ужасно. Помню свои первые стихи до сих пор, но не просите прочесть (улыбается). Я вообще довольно трезво отношусь к своему творчеству.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото из личного архива С. Летова

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Писатель учится всю жизнь!»
    431 0
    "Навигатор" № 28 (1450) от 19.07.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Электронные книги – не враги!»
    597 0
    "Навигатор" № 27 (1449) от 12.07.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Олег Рой: «Идти вперёд!»
    854 0
    "Навигатор" № 26 (1448) от 05.07.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Россия – певческая страна!»
    513 0
    "Навигатор" № 25 (1447) от 28.06.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Мне снятся буквы!»
    497 0
    "Навигатор" № 23 (1445) от 14.06.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Становлюсь всё мягче!»
    578 0
    "Навигатор" № 22 (1444) от 07.06.24

    Популярное