• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 18:28 четверг, 30 июня
    Академгородок:
    Пробки: 6 баллов
    30.06.2022
    USD: 51.16
    EUR: 53.86
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «Чтобы насладиться искусством, нужна подготовка»

    «Чтобы насладиться искусством, нужна подготовка»

    «Чтобы насладиться искусством, нужна подготовка»

    Недавно в Новосибирске выступил известный прозаик Илья КОЧЕРГИН. Встреча с ним прошла в областной научной библиотеке. Её провёл друг писателя, постоянный автор «Навигатора» Юрий Татаренко.

    – Если писатель – тот, кто транслирует свой уникальный жизненный опыт, то ты – большой писатель: изучал жизнь, будучи егерем, библиотекарем, пожарным инспектором, дворником, дистрибьютором... А без чего ты не ты?

    – Пожалуй, природа и книжки – это то, что было всегда в моей жизни. В четвёртом классе прочитал книжку про охоту – уже не помню автора. И «заболел» мечтами о тайге. Буквально бредил походами в лес. Тётка говорила отцу: «Был нормальный мальчик, на отличника похож – и вдруг испортился». А тот сам постоянно таскал меня в байдарочные походы на Север. И все школьные годы я готовился к отъезду в Сибирь: много читал литературы на эту тему, занимался спортом, изучал карты, плёл сети. В конце концов оказался сначала на Камчатке, потом на Байкале. А потом и в Алтайском заповеднике, на отдалённом кордоне. Где стало ясно: вот оно, место, которое так долго искал. Описал ту жизнь в книге «Точка сборки».

    Счастлив, что в моей жизни появилась девушка Люба. Встретил её как раз в алтайских безлюдных местах, куда она приехала как туристка. И вот уже четверть века живём вместе. Наш дом – в деревне в Рязанской области. Работаем удалённо. Сын поступил на философский факультет НГУ.

    Без чего я не я? Без писательства в первую очередь. Думаю, даже став стареньким и беспомощным, всё равно буду что-то царапать. Обычно происходит так: пишу какой-то важный фрагмент и переключаюсь на домашние дела, но внутренняя работа над текстом продолжается. Бывало, что бросал окучивание картошки – и бежал за компьютер: пришла идея, мысль заработала, надо срочно всё зафиксировать и развить. И ещё, конечно, я не я без семьи, без моего дома на выселках рязанской деревни, который сам построил.

    – Илья, раскрой секрет: как передать на бумаге красоту Алтайских гор и Телецкого озера?

    – Мне интересно поведение современного человека на природе, когда он вынужден довольствоваться непривычными сигналами. Вот мы давали ребёнку домашнюю еду, а она ему казалась безвкусной по сравнению с фастфудом, куда добавлены усилители вкуса. И новости сейчас очень сильно действуют на людей, реклама агрессивна. После них трудно почувствовать слабые сигналы, испытать радость от чтения неспешной книги, общения с животными, с простеньким ландшафтом.

    Сравни бурный роман или долгую семейную жизнь: мощные, простые, «вкусные» сигналы или богатая палитра тонких, сложных, иногда малозаметных, ради получения которых к тому же надо много трудиться и от многого отказываться. Мне интересно работать в прозе со «слабыми» сигналами, да я и не очень одобряю искусство, активно манипулирующее чувствами.

    Яркий пейзаж быстро впечатляет и быстро приедается. А самая сладость от диких ландшафтов – это когда много часов тратишь на его восприятие в ритме ходьбы, гребли или конского шага. Когда знакомишься с его обитателями, находишь их укромные убежища, вслушиваешься в то, что тебя окружает, в голоса птиц, в названия ручьёв и урочищ, которые часто говорят на незнакомых тебе или даже вымерших языках...

    Вообще, что касается экологического сознания, то мне кажется, что литература сильно отстаёт в этом вопросе. Изобразительное искусство пытается выработать новый взгляд, посмотреть на мир с непривычной нам стороны, нащупать что-то ещё не открытое, а литература как будто так и не ушла с привычной полянки «кто виноват и что делать».

    – Есть мнение, что без Софьи Андреевны не было бы писателя Толстого. А какова роль твоей Любы в становлении писателя Кочергина?

    – Я – супруг психотерапевта с самого начала становления этого психотерапевта, так что претендую как минимум на бронзовый памятник при жизни (смеётся). На мне отрабатывались всевозможные практики, я был объектом внимательнейшего изучения... Пострадал изрядно – но ничего, сдюжил. Да и Любе пришлось многое вытерпеть.

    Писатель не приносит больших денег в дом. Я часто обитаю в эмпиреях, наполненных чистым огнём и ясным светом, что, естественно, раздражает любую нормальную женщину. Я пил и еле остановился. Таскал любимую много лет по тайге.

    Но зато Люба – очень благодарный читатель: половину удовольствия от написанного получаю, когда смотрю, как она читает, как у неё на лице сменяют друг друга яркие эмоции. Она чуткий критик. И благодаря жене-психологу я потихоньку смог более или менее избавиться от многих обид, от некоторых зависимостей, стал осознаннее.

    – О чём новая книга «Присвоение пространства», вышедшая в этом году?

    – Это сборник очерков, эссеистика. На тему моих отношений с пространством. В юности я с трудом представлял себе, что такое Тува, Хакасия. Потом стал ездить в экспедиции. И ощутил, как огромна и красива наша страна. Постарался описать, как вживался в Прибайкалье, Алтай, Карелию. Почувствовать себя не просто туристом, а частью пейзажа, проникнуться тем, что вокруг действительно твоя земля. Новое пространство нужно постигать ногами и руками. К примеру, на Алтае учился резать скот по-алтайски, готовить национальные блюда, изучал традиции. Наши рязанские пространства присваиваю, копаясь на огороде, накашивая сено, наблюдая за птицами, сажая яблони, возводя постройки в усадьбе, расставляя фотоловушки.

    – Сибирь огромна, эту территорию можно осваивать и присваивать всю жизнь. А как не затеряться в «зелёном море тайги»? Как избавиться от страха перед хищниками?

    – Мне спокойно и интересно в диком ландшафте. Можно выключиться из постоянных отношений с себе подобными и с самим собой, взглянуть вокруг и увидеть много интересного, с чем тоже можно установить отношения. Город – концентрированный мир людей и для людей, но большой мир не менее интересен. Представь, ты ходишь по Третьяковской галерее и вместо того, чтобы наслаждаться искусством, переживаешь об отношениях с женщиной, с начальником, боишься заблудиться или опасаешься, что на тебя упадёт картина. К тому же, чтобы насладиться искусством, нужна предварительная работа, готовность и интерес. Думаю, ситуация с «зелёным морем тайги» похожа.

    Заранее подготовься, почитай, чем интересен Рубенс или рябчик, чем отличаются импрессионисты или лишайники, как воспринимать современное искусство и как ночевать в лесу. Потрать время, сосредоточься – и тебе будет спокойно и интересно. В конце концов, под медведями в России гибнет два человека в год, а на дорогах – в десять тысяч раз больше.

    – Что приятнее держать в руках: ружьё, косу, лопату, рубанок, топор, молоток, пилу, авторучку – или чашку чая?

    – Мне нравится строить. И копошиться в земле. Нравится всякая работа, которая, по выражению писателя Александра Бушковского, позволяет «думать руками». Нравятся такие материалы, как дерево, кожа, шерсть, их приятно трогать. Чашка чая с пряниками – тоже классно, когда работаю за компьютером. На бумаге не пишу: перестал разбирать свой почерк. Текст набирается медленно – потому что, перечитывая свеженаписанное, 80% удаляю и пишу заново. И так несколько раз... А вот ружьё уже много лет лежит без дела. Но ведь такую вещь не выбросишь. Пусть и дальше лежит, в качестве семейной реликвии (улыбается).

    Фото Валерия Панова

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    Карен Шахназаров: «Искусство – для познания жизни»
    341 0
    "Навигатор" № 24 (1346) от 24.06.22
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Всё вокруг – импровизация!»
    978 0
    "Навигатор" № 14 (1336) от 15.04.22
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Хорошее как дар, а плохое – как урок»
    1294 0
    "Навигатор" № 12 (1334) от 01.04.22
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Слушать и слышать важнее, чем говорить»
    1237 0
    "Навигатор" № 12 (1334) от 01.04.22
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Отказ от поэзии обедняет людей!»
    573 0
    "Навигатор" № 8 (1330) от 04.03.22
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Мне многое не все равно!»
    657 0
    "Навигатор" № 7 (1329) от 25.02.22

    Популярное