• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 06:20 пятница, 17 мая
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    17.05.2024
    USD: 90.92
    EUR: 98.9
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Большой сплав

    Большой сплав


    Большой сплав

    В 1959 году Обское море набирало свою проектную силу. Бердский залив уже простирался на 5-6 км в длину, вода размывала берега, в том числе и железнодорожную насыпь.

    Я в то время работал технологом комбината подсобных предприятий Сибакадемстроя. Летом на всесоюзную стройку из томской тайги баржами стали подавать круглый лес. Сосны были золотистого цвета, ровные, крупного диаметра, все как на подбор. Приехал к нам заместитель председателя Новосибирского облисполкома Алексей Романович Штыренко. Умный, вдумчивый, грамотный человек. И очень простой, умеющий выслушивать других. Обсудили вопросы подвозки леса. И решили: такое большое количество леса голыми руками не вытащить. Нужна бревнотаска.

    Бревнотаска – это сплошная цепь на каркасе из бревен, подвижное звено в воде, к нему приплавляют бревна, которые цепью перемещаются на поката, краном снимаются и грузятся на лесовозы. Боны – скрепленные большими скобами шестиметровые бревна, между которыми пропускается стальной трос. Боны ограждают требуемую площадь залива и предохраняют лес от разноса.

    Срочно заказали в Камне-на-Оби цепи и все остальные металлоизделия. Начали строить деревянный каркас. Бригада плотников из 12 человек работала от зари до зари. И я вместе с ними.

    Установили бревнотаску на старой бердской дороге, на большом своем протяжении уже залитой морем. К концу лета 1959 года все было готово, опробовано при разгрузке малых судов. И вот бревнотаска работает, освещение – всю ночь, баржи стоят в заливе на якорях, окруженные бонами, башенные краны грузят кругляк. Все честь по чести!

    В начале ноября подошли последние баржи. С некоторых зэки сбрасывали лес вручную, с помощью лома. Другие баржи были самоопрокидывающиеся. Потянулись через шлюз эти баржи, одна за другой, шесть штук – длинные, высокие от штабелей леса. Катера подтаскивали их к месту разгрузки. Интересно было смотреть: громадное несамоходное судно баржевого типа – лихтер – медленно наклонялось на один борт, а с его открытой палубы скатывались в воду сотни золотистых красавиц сосен! Это было изумительно! Баржа слегка подпрыгивала, покачивалась, бревна выныривали на поверхность, и становилось тихо-тихо.

    3 ноября все благополучно разгрузили, бонами стали собирать убегающие бревна, но тут что-то случилось в природе. Поднялся ветер, резко похолодало, загуляли огромные волны. Бревна стали леденеть, кто-то из матросов упал в воду, боны разрушались, выскакивали скобы, рвались тросы. Баржи оттащили в карман у шлюза, а мы остались один на один со штормом.

    Море бушевало, электричество исчезло, башенные краны упали... Где-то перед праздником 7 Ноября буря наконец утихла. Вода в заливе взялась тонким ледком, почти весь круглый лес прижало к береговому припаю.

    Мы крепко думали – как спасать лес? Думали-думали, да так ничего и не придумали. Но унывать было некогда. Мы помнили, что говорил Козьма Прутков: «Если хочешь быть покоен, не принимай горя и неприятностей на свой счет, но всегда относи их на казенный».

    А тем временем земснаряды замывали песком берег. В связи с подъемом уровня моря укреплялось новое железнодорожное полотно, земляная насыпь. И сколько наших бревен осталось там под песком, как раз в том месте, где сейчас центральный пляж Академгородка, одному Посейдону известно!

    Так и остался лес, уже накрытый и песком и водой моря, для будущих поколений. Может, когда-нибудь в уголь превратится?

     

    Владимир КЛИШЕВ.


    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Живая история
    С пользой для людей
    398 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество / Живая история
    Наша гордость и слава
    1031 0
    "Навигатор" № 14 (1436) от 12.04.24
    Человек и общество / Живая история
    72 счастливых года вместе
    1520 0
    "Навигатор" № 26 (1398) от 07.07.23
    Человек и общество / Живая история
    Письмо из 90-х
    708 0
    "Навигатор" № 24 (1396) от 23.06.23
    Человек и общество / Живая история
    Наука строить городки
    1728 0
    "Навигатор" № 31 (1353) от 12.08.22
    Человек и общество / Живая история
    Пляж. 65 лет назад
    4315 4
    "Навигатор" № 22 (1344) от 10.06.22

    Популярное