• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 15:37 понедельник, 29 апреля
    Академгородок:
    Пробки: 3 балла
    29.04.2024
    USD: 91.78
    EUR: 98.03
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Алтай – родина черепах

    Алтай – родина черепах

    Алтай – родина черепах В течение полутора недель в небольшом помещении холла библиотеки Дома ученых две красивые девушки и длинноволосый юноша демонстрировали и продавали предметы алтайского искусства – флейты-окарины и другую сложную керамику, изготовленную с использованием разных материалов – от камней и кожи до конского волоса. Стены украшали десятки безликих и длинноволосых льняных кукол Умай (оберег-нянька), экзотические самотканые ковры, простые и расписные кожаные бубны и причудливая самобытная графика. Это были первые новосибирские «гастроли» этногалереи «Каури» при участии известных алтайских художников.>>>


    В течение полутора недель в небольшом помещении холла библиотеки Дома ученых две красивые девушки и длинноволосый юноша демонстрировали и продавали предметы алтайского искусства – флейты-окарины и другую сложную керамику, изготовленную с использованием разных материалов – от камней и кожи до конского волоса. Стены украшали десятки безликих и длинноволосых льняных кукол Умай (оберег-нянька), экзотические самотканые ковры, простые и расписные кожаные бубны и причудливая самобытная графика. Это были первые новосибирские «гастроли» этногалереи «Каури» при участии известных алтайских художников.

     

    Тем, кто хоть несколько понимает в художественном творчестве, в глаза сразу бросалось сильное отличие экспонатов галереи от обычного содержимого художественных салонов и лавок, где основной ассортимент представлен китайскими товарами или поточным производством местных ремесленников. Галерея «Каури» существует всего три года. Это одно из немногих мест на Алтае, которое славится своими великолепными мастерами. Сегодня их уже более двадцати человек, причем основная масса – это не алтайцы, а приезжие.

    Волею судеб вышло так, что заброшенная алтайская деревушка стала самым посещаемым туристическим местом благодаря искусству, которое практически с нуля зародилось в окружении синих гор и серебряных ручьев. Последние несколько лет в село Аскат, неподалеку от которого расположен буддийский монастырь, практически круглый год не иссякает поток туристов со всей России. Нередко среди паломников в Аскат можно встретить и зарубежных гостей, в основном немцев и англичан.

    Практически каждый россиянин, а особенно сибиряк, хоть раз бывал на Алтае, а многие из тех, кто однажды поднимался в горы или сплавлялся по рекам, посещают его регулярно. Алтай притягивает не только туристов и альпинистов – эти приезжают ненадолго, чтобы потом было что вспомнить унылым зимним вечером в шумном городе. Но есть и другие, кто навсегда оставил свой бетонный дом и приехал сюда на постоянное место жительства в поисках утерянной гармонии. За последние десять-пятнадцать лет в села Горного Алтая уехали жить десятки интереснейших и талантливых людей, в основном творческих профессий. И сегодня основателями алтайского искусства можно по праву считать выпускников художественных факультетов институтов и специализированных училищ из разных городов страны – Томска, Омска, Красноярска, Новосибирска, Екатеринбурга и даже Москвы и Санкт-Петербурга, которые переехали на Алтай в 90-х годах.

    Население Аската – всего сто человек, около тридцати из них осваивают художественные ремесла, обучаясь у первых переселенцев. Обычно мастер не торопится передавать свои профессиональные хитрости ученикам, но в Аскате сложилась иная практика. Одной из первых профессиональных художниц была Алена Шелепова, поселившаяся в Верх-Баранголе. И свои знания она передавала с условием, что они не будут храниться в секрете. Ее флейты-окарины пели, как птицы, и сегодня этногалерея «Каури» хранит и распространяет эти благодарные звуки по всему миру. Сама Алена, по словам участников выставки, ушла из художественного творчества в поточное производство товаров массового потребления для туристов.

    Каури – это крупная морская раковина так называемой фарфоровой улитки, а еще это имя прелестной хозяйки галереи, которое она получила еще в отрочестве. В древности красивые раковины каури употреблялись у народов Азии и островов Тихого океана в качестве денег, а сейчас используются для изготовления украшений. В культуре североамериканских индейцев ракушки каури символизировали женственность, деторождение и творческое начало.

    В конце 90-х годов Каури приехала на Алтай, не зная наверняка, что она будет там делать и как зарабатывать на жизнь. За плечами Новосибирский архитектурный институт, направление монументальной живописи. Потом освоение новой профессии, несколько лет плотной работы с керамикой, счастливая встреча с будущим мужем, который приехал отдохнуть в Аскат из Петербурга, а сегодня тоже занимается лепкой из керамики. Впереди строительство отдельного большого дома под мастерские и галерею. В Новосибирске остался родной дом, куда всегда приятно заглянуть в гости и оставить маме понянчить одного их трех своих малышей.

    Украшением экспозиции этногалереи стали работы маститого керамиста Русланы Чесноковой, чьи монументальные работы зачастую совершенно не похожи на керамику, а также сказочная графика странствующего художника Николая Чепокова. Книга с его рисунками, изданная по инициативе и при поддержке друзей, продается в Выставочном зале ДУ, а история самого художника достойна отдельной публикации. Еще несколько лет назад он рисовал на обрывках, а «израсходовав» бумагу, тут же пускал ее на костер. Так продолжалось до тех пор, пока его рисунки не увидели те, кто способен оценить их.

    В каждом фрагменте графики Чепокова целая история. Множество мельчайших деталей – от огорода до камлания, от мирской суеты до тихих горных озер. Почти в каждом рисунке Чепокова есть разделение пространства на нижний, средний и верхний мир, и каждый рисунок рассказывает либо алтайскую, либо его собственную легенду. Сегодня выставки бездомного художника уже прошли в Западной Европе и Китае, но сам автор пока не путешествует за своими работами – денег таких нет, да и паспорт, выброшенный 20 лет назад ради эксперимента, лишь совсем недавно восстановил.

    Оригинальная обработка керамики Русланы Чесноковой делает ее работы похожими на изделия из коры или березового капа, из бронзы и камня. Поверхность фигур украшает цветная мозаика и разные вкрапления других материалов. Инкрустация полудрагоценных камней в работах из керамики выглядит очень красиво и дорого. Так же она и оценивается – стоимость некоторых работ Русланы исчисляется десятками тысяч рублей, а экспонаты, привезенные в Дом ученых, были предоставлены еще одной алтайской галереей – «Город мастеров» из Чемала. По профессии Чеснокова – режиссер театра, в 1999 году переехала из Новосибирска на Алтай и продолжает работать по профилю. Народный театр «Гамаюн», создателем и режиссером которого она является, стал еще одной достопримечательностью Аската.

    – Я собираю в свою этногалерею работы самых лучших мастеров по всему Алтаю, – рассказывает Каури. – Некоторые из них я не продаю, а использую только в качестве экспонатов, которые демонстрируют уровень профессионализма наших авторов. Одна девушка из Москвы живет в поселке Усть-Кокса и профессионально занимается ручным ковроткачеством. Ее великолепную дипломную работу я приобрела себе в постоянную коллекцию. Очень красивые ковры ткут мастера, проживающие ближе к границе с Монголией. Удивительной красоты работы есть у бывшей новосибирской мастерицы Дины Морозовой из Усть-Коксинского района, которая умеет абсолютно все – от веб-дизайна до национальной одежды, керамики и обереговых кукол. Есть мастера, которые скрываются, вероятно в силу каких-то своих причин – желания уединения и алтайской тишины. Например, девушка Тая приехала на Алтай из Магадана. Больше ничего о ней не знаю, хотя мы достаточно плотно сотрудничаем. Вместе с ней в Усть-Коксе живет еще один автор – Юля Родионова из Новосибирска, которая закончила «худграф». Одна из немногих коренных жительниц среди алтайских мастеров – археолог Карина Таурчукова, изучающая культуру Алтая. В ее керамике можно узнать легенды алтайского народа. Другой коренной алтаец Борис Суразаков – пейзажист, рисующий горы, и связывать его творчество с этносом по меньшей мере странно. Ведь большинство авторов, будь то коренные или приезжие, творят свой собственный Алтай и вполне имеют право называться алтайскими мастерами. Никто из них не стал бы заниматься этим искусством, если бы не местность, а что под этими горами и облаками хочется художнику сотворить – змею, барана или черепашку – его личное дело. Иная алтайская черепаха любому аборигену десять очков форы даст по уровню местного национального колорита.

    – Сами же алтайцы к своей культуре сегодня имеют минимальное отношение, – продолжает хозяйка галереи. – Занимаются, в основном, огородом, хозяйством. Есть у нас в Аскате семья алтайцев, которые делают вещи из лозы – чисто славянское искусство. Да и что вообще такое искусство Алтая? Есть какая-то одежда, посуда, горловое пение. Все украшения, которые последние пару веков носили алтайцы, сделаны из привозного китайского материала – те же ракушки, тот же бисер. Когда они говорят о скифских корнях и называют найденную мумию своей принцессой, это смешно слушать. Им же несколько веков всего, а скифы были европеоидами и жили больше тысячи лет назад. Мы не клялись на Библии, что будем возрождать алтайское искусство, да и сегодня уже очень сложно понять, какое оно было на самом деле и было ли вообще.

    – Многое из того, что мы делаем, это сборная солянка разных культур, – Каури берет в руки одну из своих чудесных вещиц: расписное панно из кожи марала. – Такие петроглифы человечков находили во многих местах по всему миру. Точка в круге – древний петроглиф, символ души, а вот это кузнечик Маху странствующего племени хопи индейцев Северной Америки, играющий на волшебной флейте. Он приходил туда, где людям было плохо, и начинал играть. И тогда им становилось хорошо.

     

    Мария ШКОЛЬНИК

     

    Фото автора


    Другие статьи на тему

    Человек и общество
    Идёт большая вода
    348 0
    "Навигатор" № 16 (1438) от 26.04.24
    Человек и общество
    Планы на лето: работы много
    408 1
    "Навигатор" № 16 (1438) от 26.04.24
    Человек и общество
    Для полноты жизни
    300 0
    "Навигатор" № 16 (1438) от 26.04.24
    Человек и общество
    65 лет спасают от огня
    343 0
    "Навигатор" № 16 (1438) от 26.04.24
    Человек и общество
    Праздник весны и созидания
    318 0
    "Навигатор" № 16 (1438) от 26.04.24
    Человек и общество
    С Первомаем!
    302 0
    "Навигатор" № 16 (1438) от 26.04.24

    Популярное