Сыну семь лет. И если он что-то
натворил, то правду ни за что не скажет – будет отпираться, придумывать,
изворачиваться. Например, вырезал кусочек обоев на стене. Спрашиваю: «Зачем?» В
ответ: «Это не я». «А кто?» Ссылается на кота, но очевидно, что резали ножницами,
все края ровные... Даже сейчас, когда прошло время, стоит на своем и не
признается. Говорю ему: «Я же тебя не ругаю, не бью (чего в принципе никогда и
не было в нашей семье), скажи правду». Но все бесполезно... И такие ситуации
периодически у нас повторяются уже в течение двух-трех лет. Если честно, не
знаю, что и делать.
Предлагаю начать с анализа
обстоятельств, связанных с враньем.
Важно понять, что способствует обману. Например, нахмуренная мама входит в
детскую, осматривает ее и строго спрашивает:«Кто нарисовал на обоях непонятно
что?!» Или ситуация разворачивается несколько иначе – мама с улыбкой
интересуется, кто же это нарисовал веселую рожицу на свеженаклеенных обоях? В
каком случае ребенок с большей вероятностью скажет неправду об авторе рисунка?
Конечно, ситуации утрированные, но
они позволяют более или менее наглядно определить факторы, влияющие на ребенка.
И тогда, манипулируя обстоятельствами, как кубиками конструктора, можно снизить
вероятность детского обмана.
Рассмотрим наиболее распространенные
причины детского вранья. Первая – ребенок боится сказать правду. В основе
такого страха может лежать полученное опытным путем знание о том, что за
правдивым признанием скорее всего последует суровое наказание, причем
немедленное. Если же солгать, то наказать тоже могут, но позже. Кроме того,
наказание могут и отменить за давностью совершенного проступка. Подобный опыт
приводит ребенка к мысли о том, что в некоторых ситуациях врать полезнее и
безопаснее, чем говорить правду.
Вторая типичная причина детского
вранья – ребенок подражает взрослым. Речь идет о ситуациях, когда взрослый лжет
для своего удобства. Например, мама просит не звать ее к телефону, когда звонит
свекровь – якобы ее нет дома. Для себя у мамы есть оправдание: у меня хорошее настроение,
а позвонит бабушка – начнет поучать, проверять, придется ей рассказывать про
хозяйство, про детей... Возникнет раздражение, и хорошего настроения как ни
бывало. Поэтому наилучший вариант – не подходить к телефону, обманывать
свекровь, чтобы сохранить душевное равновесие. Но ребенок, раз за разом
наблюдая подобное развитие событий, делает для себя другие выводы: если маме
можно, значит и мне тоже. Или: взрослые могут обманывать, если я буду делать
как они, то я – взрослый.
Родители, твердо убежденные в том,
что все дети фантазируют и врут, также провоцируют детей на обман. Честность
при таком подходе становится бессмысленной, ребенок просто оправдывает ожидания
родителей. Важно здесь разграничить обман и фантазию. Сделать это нужно потому,
что к одному и тому же событию, поступку ребенка мы будем относиться
по-разному, в зависимости от того, как его называем. Детские фантазии – мило и
трогательно, а обман – неизбежное зло.
Детские фантазии, поощряемые и
подкрепляемые взрослыми, могут превратиться и во вранье. Такое часто
происходит, когда взрослые выражают восхищение: «надо же чего удумал», «так
ловко все повернул, что я сначала даже испугался и поверил», «у нашего мальчика
хорошо подвешен язык – проведет кого угодно»... Когда ребенок слышит такие высказывания,
то думает, что все делает хорошо и правильно. А если он хочет и дальше радовать
своих близких, ему необходимо продолжать в том же духе.
Стать вруном без помощи родителей или
других близких малышу сложно. Поэтому нужно сначала понять, какие Ваши действия
помогают сыну-дочери увидеть эффективность обмана, а потом изменить их. Когда
обман перестанет быть полезной тактикой, ребенок чаще начнет говорить правду.
А. Бердникова, психолог (тел. 8-913-905-09-40)