Химия успеха

Химия успеха

Наступает октябрь, а вместе с ним один из самых добрых праздников – День учителя: время не только поздравить педагогов района, но и рассказать о них. Елена Александровна Перестюк работает в школе №61 преподавателем химии больше двадцати лет. И, как всякий хороший учитель, рассказывает о любимых учениках гораздо охотнее, чем о своих заслугах и наградах.

В школу Елена Александровна пришла не сразу: после окончания педагогического института она занималась наукой и именно с ней планировала связать свое будущее. Однако вместе с мужем-военнослужащим пришлось переехать на некоторое время на Север. Там Елена Александровна и начала преподавать в вечерней школе – в гарнизонную школу, по ее словам, уже стояла очередь из жен-учительниц. В Городок семья вернулась в 1987 году. Первым приехал супруг Елены Александровны – записать детей в 61-ю школу. И вместе с дочерьми «записал» и их маму: оказалось, в школе как раз не хватает учителя химии. Было, с одной стороны, труднее, чем преподавателям со стажем, с другой – в чем-то легче: накоплен опыт работы в химической лаборатории, есть что рассказать детям.

Одной из педагогических задач Елены Александровны сразу стала подготовка ребят к олимпиадам.

– Способных детей много, – считает она. – Гениальные дети – редкость, и, как говорят психологи, гениальному ребенку учитель не нужен, он справится сам. Другое дело – одаренные ребята, их потенциал реализуется не всегда. Тут многое зависит от учителя.

Ученики Елены Александровны побеждали на районных, городских, областных конкурсах. В 1992 году Ян Загорских получил диплом второй степени на Всероссийской олимпиаде:

– Помню, первый раз придя в кабинет химии уже начал задавать вопросы, интересовался предметом. Даже отец его удивлялся: в семье химиков не было, откуда же такая тяга? Бывает и по-другому. У меня учился Ринат Амирханов – вижу, интересуется химией, способный мальчик. И никак мне не удавалось его привлечь к участию в олимпиадах – ни в восьмом, ни в девятом, ни в десятом классе. Наконец, в последний школьный год он поехал на районную олимпиаду по химии – и победил! Сейчас учится на факультете естественных наук в университете.

Кстати, школьные успехи совсем не означают, что химия станет для ученика профессией.

– В одном классе у меня учились Эльвина Костина и Маша Фиткович, – рассказывает Елена Александровна. – Все время между собой соревновались, ездили на олимпиады по химии. Кто-то даже заподозрил, что они списывают друг у друга – так хорошо занимались. А после школы пути разошлись: Эля выбрала химию, поступив на факультет естественных наук, а Маша – мехмат.

Способных учеников за годы работы было так много, что коллеги удивлялись и спрашивали: где же вы их находите? Действительно – где? Секрет – в индивидуальном походе к каждому ребенку, стремление пробудить интерес, вкус к решению нешаблонных задач. Для Елены Александровны индивидуальный, а по-научному – дифференцированный подход стал фирменной педагогической технологией. А началось все с одаренного ученика, который… не хотел писать контрольную работу.

– Выдаю тетрадь – он прямо сморщился от досады: жалко время тратить. И я подумала: собственно, зачем? Если он уже все знает, победил на районной олимпиаде, так пусть и на уроках решает задачи более высокого уровня. С тех пор работаю с каждым ребенком. Постепенно создавался дидактический материал – я и сейчас меняю его, совершенствую. Уверена, за этой технологией – будущее. Может, и не было бы у нас таких «глухих» троечников, если бы больше применялся индивидуальный подход. Внимание, конечно, распределить труднее, чем в случае работы на весь класс. Но если не успеваем на уроках, можно доработать после них. Нужно еще учитывать и тот факт, что дети стали другими. У них совсем иное мышление, ведь они с пеленок смотрят в экран компьютера или телевизора. Мы, педагоги, иногда не понимаем их, они – нас. Но стараться нужно, чтобы не отбить охоту к учению.

Любимого возраста учеников у Елены Александровны нет – ей интересно со всеми. Ребят помладше нужно знакомить с химией с нуля: постепенно готовить к олимпиаде и заранее подстраховаться от пробелов в знаниях. Правда, их сложнее мотивировать на учебу: переходный возраст. А со старшими классами можно решать задачи более высокого уровня, погрузиться в творчество.

В работе хорошего учителя важен прежде всего момент научения, то есть способности передать знания, понять, как мыслит другой человек, – считает Елена Александровна. – Природные способности к педагогике, конечно, тоже важны. Не берусь судить, есть ли они у меня, ведь я пришла в школу не сразу. Но теперь это без преувеличения мой второй дом.

Татьяна Яковлева

Газета "Навигатор" № 38 (754) от 01.10.10